• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Тарифная политика РФ в инфраструктурных отраслях» в рамках XXIV ЯМНК

Мероприятие завершено

Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей приглашает принять участие в работе круглого стола «Тарифная политика РФ в инфраструктурных отраслях» в рамках XXIV Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Круглый стол состоится 11 апреля 2023 года в 11:45 по московскому времени в смешанном формате – очно в Москве по адресу Покровский бульвар, д. 11, аудитория F-201 и онлайн на платформе Webinar.ru. Ссылка для подключения и другие подробности будут высланы на электронную почту после регистрации

Программа круглого стола

  • Презентация доклада директора ИЭиРИО НИУ ВШЭ И.А. Долматова «Тарифная политика РФ в инфраструктурных отраслях: старые вызовы в новой реальности»
  • Выступления приглашенных представителей федеральных органов власти (ФАС России, Минэнерго России, Минстрой России, Минэкономразвития России), региональных органов власти (органы тарифного регулирования), регулируемых организаций, потребителей, научного и экспертного сообщества
  • Открытая дискуссия о проблемах тарифного регулирования и перспективах его совершенствования

Доклад «Тарифная политика РФ в инфраструктурных отраслях: старые вызовы в новой реальности»

Прошедший 2022 год ознаменовалось стремительными трансформациями внешней среды. Масштаб предстоящих структурных преобразований экономики, равно как и долгосрочные последствия происходящих событий, еще однозначно не оценены представителями экспертного сообщества. Однако не вызывает сомнений тот факт, что адаптация к новым экономическим реалиям потребует мобилизации органов государственного управления, в том числе реализующих государственную политику в инфраструктурных отраслях.

Очевидно, что последствия экономических трансформаций скажутся на издержках и доходности в регулируемых отраслях. С другой стороны, обостряется вопрос допустимой тарифной нагрузки на граждан и бизнес. На этом фоне серьезно усложняется реализация основополагающего принципа государственного тарифного регулирования – достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей.

В этих условиях концепция тарифного регулирования «инфляция минус», реализуемая Правительством РФ с 2017 года, требует, как минимум, внимательного осмысления, по следующим причинам.

  • Более насущным становится вопрос о том, какой размер регулируемых тарифов приемлем для экономики. Ориентир на инфляцию (без учета динамики доходов граждан и издержек основных групп потребителей) не дает ответа на этот вопрос.
  • На фоне изменяющейся структуры поставок материалов и оборудования, ценовых колебаний по отдельным товарным группам, осложняется оценка обоснованных потребностей инфраструктурных отраслей в издержках. Под вопросом остается релевантность формирования эталонов затрат в регулируемых секторах на базе анализа фактических издержек регулируемых отраслей в «докризисные» годы.
  • Для электроэнергетики и газовой промышленности фактором неопределенности является возможная «перебалансировка» промышленного энергопотребления в разрезе территорий, связанная с неравномерным и отчасти «турбулентным» развитием различных отраслей промышленности.
  • Вызовом для российской инфраструктуры является трансформация зарубежных рынков топливно-энергетических ресурсов, которая может потребовать пересмотра ценовой политики на внутреннем рынке газа и налоговой политики в отношении газовой отрасли.

В условиях стремительных трансформаций тарифная политика в отношении инфраструктуры может впадать в две нежелательные «крайности»: откладывание принятия системных решений до формирования более прогнозируемой среды – «заморозка» существующих проблем, или, напротив незамедлительная реакция на внешние (по отношению к регулируемым отраслям) изменения, сопряженная с частым пересмотром регулируемых цен.

На данный момент можно уверенно сказать, что Правительством не выбран второй путь. Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 г.[1] и принятыми в рамках него решениями регулируемые цены после декабрьской индексации «зафиксированы» до середины 2024 года. На повестке остается вопрос, как не впасть в другую «крайность» - не «заморозить» вместе с фиксацией цен накопленные в инфраструктурных отраслях проблемы.

Частично предотвратить такой сценарий поможет бюджетная поддержка инвестиций в инфраструктурные сектора, решения о которой уже приняты Правительством. Однако далеко не все проблемы могут быть преодолены направлением бюджетных средств на развитие инфраструктуры.

Так, и до стрессовой ситуации, и в ее «разгаре», и (если ничего не менять) еще долго после ее прохождения на повестке останется ряд вопросов.

  • Реализуется ли внутренний потенциал повышения эффективности регулируемых отраслей?
  • Достаточно ли усилий приложено для развития здоровой конкуренции там, где это возможно технологически?
  • Имеют ли регулируемые организации достаточно стимулов к оптимизации затрат, а потребители – к оптимизации потребления?
  • Является ли привлекательным для инвесторов бизнес, который по своей экономической природе должен рассматриваться как зона наименьшего риска?

К сожалению, пока на эти вопросы ответы скорее неутешительные.

И в этой связи, а также в свете заявленного Правительством РФ курса на расширение предпринимательской свободы, крайне важным представляется оценить результативность регулирующего воздействия на организации инфраструктурного сектора, в том числе и в сфере тарифной политики, и отказаться от избыточного административного давления, минимизировать негативное воздействие ценовых дисбалансов на рынки, сосредоточиться на создании эффективной системы стимулов и ценовых сигналов. В рамках подготовки доклада ИЭиРИО «Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива» авторским коллективом сформулирован ряд предложений по решению указанных задач. В рамках круглого стола планируется дискуссия о целесообразности реализации указанных предложений.


[1] Опубликован Минэкономразвития России 28 сентября 2022 г.