• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цикл открытых лекций в НИУ ВШЭ «Железные дороги: рынок vs государство»

В октябре 2019 г. в ВШЭ был организован мини-цикл лекций Фарида Хусаинова. Организатором выступил «Центр либеральной теории», который организовывает в ВШЭ открытые лекции различных спикеров на социально-экономические и философско-политические темы

Лекции проходили вечером по четвергам - 3-го, 10-го и 17-го октября 2019 г. в корпусе ВШЭ на Покровском бульваре, 11.

В лекциях были освещены различные аспекты экономической истории железнодорожного транспорта. Ниже приводится краткий перечень вопросов, освещённых в соответствующей лекции.

Буклет ВШЭ семинар (PDF, 4.28 Мб) 


Лекция № 1. Железные дороги, государственное регулирование и политическая культура: кейсы США и Европы (четверг, 3 октября 2019 г.)

Почему американские железные дороги всегда были частными и общество не позволило им стать государственными? Как фермеры повлияли на появление тарифного регулирования? Что такое «захват регуляторов»? Почему либерализация железных дорог после принятия в США  «Акта Стаггерса» привела к их расцвету? Правда ли, что после либерализации тарифов в США они двукратно снизились? Почему приватизация железных дорог в Великобритании оказалась неудачной? Действительно ли после приватизации железных дорог в Канаде и Японии, количество сотрудников было сокращено в два раза? Какая модель – американская или европейская больше подходит России?

Лекция № 2. Два мифа о современных железнодорожных реформах в России (четверг, 10 октября 2019 г.)

Есть два мифа о реформе железных дорог в России 2000-х годов. Согласно первому, реформа была провальной, согласно второму- успешной. Почему оба этих взгляда – не верны? Почему советские железные дороги нуждались в реформировании? Почему в одних сегментах отрасли реформы были проведены, а в других- нет? Анархический рынок или мудрый планировщик - какая из этих моделей лучше удовлетворит потребности экономики в перевозках? Почему важные реформы не доводятся до конца?

Лекция № 3 (флэшбэк). Самодержавный рынок: дореволюционные железные дороги как зеркало российского капитализма (четверг, 17 октября 2019 г.).

Как смерть Николая I стала источником модернизации? Откуда взялась «железнодорожная горячка»? Почему российский железнодорожный транспорт начал развиваться по «американской модели», но потом выбрал свой особый путь? Правда ли, что А.С. Пушкин был сторонником частных, а не государственных железных дорог? Правда ли, что дореволюционная Россия строила больше железных дорог в год, чем СССР? Какую роль в развитии железных дорог сыграла коррупция в государственном аппарате? Что думали о частных и казённых железных дорогах Дельвиг и Мельников? Почему Витте был сначала сторонником частных железных дорог, а затем стал сторонником огосударствления?

 

Презентации к лекциям (в PDF):

Лекция 1 

1. ЖД гос регулир США и Европа_ВШЭ_03_10_2019 с приложен (PDF, 4.38 Мб) 

Лекция 2 

2. Два мифа о ЖД реформах в России (10 10 2019)fin (PDF, 4.54 Мб) 

Лекция 3 

3. Самодержавный рынок_ЖД дореволюц России_17 10 2019 (PDF, 3.92 Мб) 

 

Все лекции в ВШЭ «Центра либеральной теории» по ссылке:

https://www.facebook.com/centerofliberaltheory/

Организатор лекций и семинаров «Центра либеральной теории» – сотрудник Экспертного института ВШЭ Артём Земцов.