Цикл открытых лекций в НИУ ВШЭ «Железные дороги: рынок vs государство»
В октябре 2019 г. в ВШЭ был организован мини-цикл лекций Фарида Хусаинова. Организатором выступил «Центр либеральной теории», который организовывает в ВШЭ открытые лекции различных спикеров на социально-экономические и философско-политические темы
Лекции проходили вечером по четвергам - 3-го, 10-го и 17-го октября 2019 г. в корпусе ВШЭ на Покровском бульваре, 11.
В лекциях были освещены различные аспекты экономической истории железнодорожного транспорта. Ниже приводится краткий перечень вопросов, освещённых в соответствующей лекции.
Буклет ВШЭ семинар (PDF, 4.28 Мб)
Лекция № 1. Железные дороги, государственное регулирование и политическая культура: кейсы США и Европы (четверг, 3 октября 2019 г.)
Почему американские железные дороги всегда были частными и общество не позволило им стать государственными? Как фермеры повлияли на появление тарифного регулирования? Что такое «захват регуляторов»? Почему либерализация железных дорог после принятия в США «Акта Стаггерса» привела к их расцвету? Правда ли, что после либерализации тарифов в США они двукратно снизились? Почему приватизация железных дорог в Великобритании оказалась неудачной? Действительно ли после приватизации железных дорог в Канаде и Японии, количество сотрудников было сокращено в два раза? Какая модель – американская или европейская больше подходит России?
Лекция № 2. Два мифа о современных железнодорожных реформах в России (четверг, 10 октября 2019 г.)
Есть два мифа о реформе железных дорог в России 2000-х годов. Согласно первому, реформа была провальной, согласно второму- успешной. Почему оба этих взгляда – не верны? Почему советские железные дороги нуждались в реформировании? Почему в одних сегментах отрасли реформы были проведены, а в других- нет? Анархический рынок или мудрый планировщик - какая из этих моделей лучше удовлетворит потребности экономики в перевозках? Почему важные реформы не доводятся до конца?
Лекция № 3 (флэшбэк). Самодержавный рынок: дореволюционные железные дороги как зеркало российского капитализма (четверг, 17 октября 2019 г.).
Как смерть Николая I стала источником модернизации? Откуда взялась «железнодорожная горячка»? Почему российский железнодорожный транспорт начал развиваться по «американской модели», но потом выбрал свой особый путь? Правда ли, что А.С. Пушкин был сторонником частных, а не государственных железных дорог? Правда ли, что дореволюционная Россия строила больше железных дорог в год, чем СССР? Какую роль в развитии железных дорог сыграла коррупция в государственном аппарате? Что думали о частных и казённых железных дорогах Дельвиг и Мельников? Почему Витте был сначала сторонником частных железных дорог, а затем стал сторонником огосударствления?
Презентации к лекциям (в PDF):
Лекция 1
Железные дороги, государственноерегулирование и политическая культура:кейсы США и Европы (PDF, 2.33 Мб)
Лекция 2
Два мифа о реформе РЖД (PDF, 3.42 Мб)
Лекция 3
Самодержавный рынок: дореволюционные железные дороги как зеркало российского капитализма (PDF, 1.75 Мб)
Организатор лекций и семинаров «Центра либеральной теории» – сотрудник Экспертного института ВШЭ Артём Земцов.