• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвестиционная деятельность субъектов естественных монополий: вопросы законодательного регулирования

Специалисты Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ рассмотрели проект поправок к проекту федерального закона №50224-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и статью 29 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в части законодательного регулирования отношений, связанных с осуществлением субъектами естественных монополий инвестиционной деятельности).

Согласно экспертной позиции, в первую очередь, обсуждаемые законодательные инициативы важно синхронизировать на уровне федеральных органов власти. Так, в настоящее время осуществляется обсуждение проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который также содержит нормы, регулирующие инвестиционную деятельность. Во избежание возможных противоречий предлагаемые новации в области регулирования инвестиционной деятельности целесообразно рассматривать в рамках единого документа. Кроме того, существует риск утраты силы норм, введенных в Федеральный закон №147-ФЗ сразу после утверждения вследствие реформирования законодательства о защите конкуренции (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и о признании утратившими силу Федерального закона «О естественных монополиях» и иных отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Предлагаемые поправки нацелены на усиление оперативного контроля (в том числе правительственного и общественного) за разработкой и реализацией инвестиционных программ. Однако наблюдаемая сегодня ситуация свидетельствует о нецелесообразности дальнейшей детализации регуляторных процедур и увеличения объема информационного потока.

Принятые в последние годы меры, направленные на повышение прозрачности инвестиционных процессов в электроэнергетике, не привели (и в обозримой перспективе не приведут) к ощутимому повышению эффективности расходования инвестиционных ресурсов: объем раскрываемой информации превышает возможности профессионального сообщества и широкой общественности по ее обработке, участие независимых экспертов в рассмотрении проектов инвестиционных программ зачастую носит формальный характер, а проблемы, характерные для инвестиционных процессов в энергетике, в последние 10 лет не утратили актуальность: по-прежнему отсутствует комплексная оценка эффективности использования инвестиционных ресурсов с точки зрения ключевых технико-экономических показателей предприятий и отрасли в целом, у регулируемых организаций отсутствует стимул к оптимизации расходов на реализацию инвестиционных проектов.

Решение указанных проблем лежит не в плоскости усиления контроля, детализации регуляторных процедур и увеличения участия федеральных органов власти в регулировании инвестиционной деятельности. Тем более, что сложность регуляторных процедур не позволяет оперативно адаптировать реализуемые инвестиционные программы к изменяющимся условиям функционирования предприятий (и вследствие этого выступает одной из причин неэффективного расходования средств на утратившие актуальность, но включенные в инвестиционные программы проекты). Более актуальным является создание корректных стимулов для оптимизации использования инвестиционных ресурсов:

  • сохранение достигнутой экономии инвестиционных ресурсов при выполнении физического объема работ,
  • увязка показателей расчета необходимой валовой выручки субъектов регулирования с достижением целевых показателей реализации инвестиционных программ,
  • создание лаконичной системы целевых показателей реализации инвестиционных программ (производственных, финансовых) для каждой отрасли, понятных как для профессионального сообщества, так и для широкой общественности, с возможностью отслеживания их динамики и степени влияния реализуемых проектов на сложившийся уровень,
  • вынесение заведомо неэффективных инвестиционных проектов строительства (в т.ч. имеющих социальную направленность) в отдельную категорию проектов, результаты реализации которых не влияют на оценку достижения целевых показателей деятельности субъекта регулирования.

В настоящее время целесообразно

  • исключить поправки, противоречащие задаче упрощения системы регулирования инвестиционной деятельности,
  • учесть предлагаемые поправки в части, не противоречащей задаче упрощения регулирования инвестиционной деятельности, при совместной работе органов исполнительной власти над проектом федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» или над проектами поправок в «отраслевые» федеральные законы,
  • организовать работу по созданию системы целевых показателей реализации инвестиционных программ на уровне подзаконных актов,
  • проработать (в том числе в рамках проекта ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» или в рамках «отраслевых» федеральных законов) механизмы, позволяющие сохранять достигнутую экономию инвестиционных ресурсов.