• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Проблемы действующего Прейскуранта № 10-01 и дифференциация тарифов для разных грузов

Во вторник 24 марта 2020 г. в ВШЭ прошло 21-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ

На семинаре с докладом «Проблемы действующего Прейскуранта № 10-01 и дифференциация тарифов для разных грузов» выступил Евгений Виноградов - к.э.н., выпускник МИИТа, советник директора по обеспечению бизнеса ОК «РУСАЛ».

По мнению Е.В. Виноградова существующая система железнодорожных грузовых тарифов и действующий Прейскурант характеризуются следующими проблемами:

  • Риск нарушения финансовой устойчивости РЖД из-за зависимости доходной базы от структуры грузооборота. Нарушение баланса в сторону низкодоходных грузов  приводит к необходимости опережающего инфляцию роста тарифов.
  • Непредсказуемость изменений тарифа на перевозку отдельного груза из-за зависимости от изменения объемов перевозок других грузов, не имеющих к нему никакого отношения (через механизм опережающего инфляцию роста тарифов)
  • Снижение ответственности отдельных грузоотправителей, прямо заинтересованных в развитии железнодорожной инфраструктуры. Монопольное положение железных дорог позволяет перераспределять риски недозагруженности вновь построенной инфраструктуры на все перевозимые грузы, создавая таким образом,  искусственные стимулы для неоправданных инвестиций.
  • Снижение мотивации для рационального распределения грузопотоков (рост порожнего пробега) из-за недостаточного количества тарифных стимулов.
  • Дифференциация тарифов от транспортной составляющей к цене товара, заложенная в Прейскурант, потеряла свою актуальность.

Докладчик, кроме того, сконцентрировал внимание аудитории на трёх важнейших недостатках, из-за которых, по его мнению, действующий Прейскурант 10-01 оказывает негативное влияние на участников рынка ж/д перевозок:

Во-первых, Прейскурант 10-01 устанавливает тариф на перевозку сырьевых грузов, относящихся к I классу (каменный уголь, железная руда и прочие грузы), ниже фактической себестоимости транспортировки для отдельных направлений и поясов дальности

Во-вторых, для покрытия расходов ОАО «РЖД» на перевозку грузов 1-го тарифного класса в Прейскуранте 10-01 используются механизмы перекрестного субсидирования за счет грузов других тарифных классов (2-го и 3-го);

В-третьих, затраты на новое строительство, включенные в инвестиционную составляющую тарифа, фактически возмещаются только перевозками выше себестоимости.

Подобная политика РЖД приводит к стимулированию роста перевозки и развития ж/д инфраструктуры под грузы I тарифного класса при оттоке грузов II и III класса, что приводит в том числе к постоянному снижению доходной ставки, вызванному увеличением доли грузов I класса.

Докладчиком были предложены следующие меры:

  • Проведение реклассификации грузовых отправок в новом прейскуранте.
  • Поэтапное комплексное снижение объемов перекрестного субсидирования, закладываемого грузовые железнодорожные тарифы (гармонизация тарифов).
  • Замещение инвестиционной составляющей тарифа (в части нового строительства) инвестиционным тарифом (сбором) на основании прямых договоров с заинтересованными грузоотправителями или иными нетарифными источниками возмещения инвестиций.

В качестве оппонента/содокладчика выступил директор Института развития транспортных систем (ИРТС) Александр Синёв.

В своём выступлении он проанализировал факторы, влияющие на доходную ставку, представил обзор ключевых проблем Прейскуранта № 10-01 и предложил альтернативный взгляд на построение тарифной системы, базирующийся на «бинарной модели регулирования», в которой различные сегменты транспортного рынка регулируются не одинаковым образом. Для стабильных направлений и сегментов рынка было предложено регулирование тарифов по т.н. «GROSS – контрактам» между перевозчиком и крупнейшими грузоотправителями, а для волатильного сегмента – в той или иной степени дерегулирование.

Модерировал дискуссию – директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных моноплий к.э.н. Илья Долматов.

В связи с ситуацией в Москве, связанной с короновирусом, на сайте ВШЭ проходила онлайн-трансляция семинара и многие участники слушали семинар, не присутствуя в аудитории 311 в ВШЭ. Вместе с тем, несколько участников присутствовали в аудитории и активно выступали, в частности, к.э.н. А.М. Тюфаев, представитель консалтинговой компании AT Kearny Е.В. Богданов, д.э.н. проф. П.В. Куренков и другие. Все участники, как присутствовавшие в аудитории, так и смотревшие трансляцию на сайте ВШЭ отметили, что дискуссия была острой, интересной и чрезвычайно актуальной.

Материалы семинара:

ВиноградовЕВ_Презентация в ВШЭ 24 03 2020 г (PDF, 891 Кб) 

СиневА.Н. Презентация в ВШЭ 24 03 2020 г (PDF, 688 Кб) 

 

Текст: Фарид Хусаинов

Фото: Фарид Хусаинов