Цикл видеолекций Фарида Хусаинова о структурных реформах на железнодорожном транспорте и тарифах
На ютуб-канале Б.Бояршинова «Со дна науки» вышли четыре лекции эксперта ИЭиРИО, к.э.н. Фарида Хусаинова из цикла «Альтернативные модели организации железнодорожной отрасли» и две лекции, посвященные истории железнодорожных грузовых тарифов.
Цикл лекций представляют собой небольшую часть более общего курса «Экономика железнодорожного транспорта», который автор когда-то читал в РОАТ РУТ (МИИТ). Но поскольку эти темы вызывают наибольший интерес, они превратились в два самостоятельных мини-курса.
Лекции сделаны в формате беседы, но при этом сопровождаются необходимыми данными – графиками со статистикой, цитатами разных исследователей по рассматриваемым поводам и т.п.
По оценке отраслевого издания Vgudok: «Выход этих лекций (в мае-июне 2024 года), стал важнейшим событием интеллектуальной жизни нашей железнодорожной отрасли».
Лекции вызвали широкий резонанс и получили множество положительных отзывов от научного и экспертного сообщества железнодорожной отрасли.
Первый заместитель Председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», профессор РУТ (МИИТ), д.э.н.
Среди всех проблем железнодорожной экономики проблемы структурной организации и реформирования железных дорог и тарифообразования – одновременно и крайне важные, и весьма дискуссионные. Спектр мнений по каждой из них – широчайший, включающий диаметрально противоположные воззрения, так что разобраться, что к чему, и сформировать собственную осознанную позицию весьма непросто.
Видеолекции Ф.И. Хусаинова, раскрывающие эти проблемы в их историческом развитии, дают уникальную возможность любому заинтересованному человеку, даже не являющемуся профессиональным железнодорожником, вникнуть в эти вопросы, узнать разные точки зрения и выработать свою собственную.
Важное достоинство лекций – фокусирование на фундаментальных вопросах, на теоретической базе осмысления реальности. Но при этом они очень живые, контент формируется на глазах, а не «начитывается» по заготовке. Автор обладает редкой способностью интересно рассказывать о довольно сложных и специфических вещах.
Так что лекции интересны и полезны и для профессионалов, и для тех, кто только начинает свой путь в железнодорожной отрасли или задумывается об этом, и для дилетантов. Каждый сможет найти в них что-то ценное для себя.
Доцент РУТ (МИИТ), в прошлом- начальник отдела департамента анализа конъюнктуры рынков (ЦЭКР) ОАО «РЖД», к.э.н.
Экстремальные температуры этих летних дней заставили нас укрыться от палящего солнца в тени крыш. Это обстоятельство и направило меня к компьютеру, чтобы посмотреть давно отложенные на «десерт» беседы Фарида Хусаинова об экономике железнодорожного транспорта с блогером Борисом Бояршиновым в его программе «Со дна науки». Вместо ожидаемых трёх бесед обнаружилось целых шесть, что составило порядка 10 часов экранного времени.
Что сказать, как и ожидалось, беседы высоко эрудированного человека на интересующую тему смогли отвлечь и от жары, и от приятного ничегонеделания, поэтому буду их рекомендовать. Лекции прекрасные – эмоциональные, опирающиеся на большой переработанный материал, слушаются на одном дыхании.
Весь цикл можно было бы назвать «Проблемы экономики железнодорожного транспорта в исторической перспективе», и тот факт, что лектор начинает свой рассказ от момента появления этой транспортной отрасли в различных странах, расширяет горизонты для слушателей, заставляет взглянуть на сегодняшние вопросы экономики этой сферы более глубоко и систематично. Фундаментальный подход в обзоре затронутых вопросов прекрасно сочетается с динамичностью и увлеченностью, которая, в свою очередь, затягивает слушателей, вербуя из них если не соратников, то, по крайней мере, сочувствующих.
Вы когда-нибудь беседовали с умным и увлеченным собеседником? Это тот самый случай. Живая речь, подкрепляемая цитатами из книг (серьёзных и не очень), фильмов, газет и других средств массовой информации, ведомственных инструкций и постановлений правительства. К месту рассказанный исторический анекдот, и удачно приведенный пример, это как раз то, чего зачастую не хватает в сегодняшнем обвале либо чересчур официальной, либо обывательско-приземленной речи, отучающей от интеллигентного, уважающего собеседника разговора.
В результате, как и тем, кто попробовал деликатеса, хочется «продолжения банкета», новых лекций-бесед, затрагивающих современные узловые проблемы железнодорожного транспорта (например, сегодняшнее состояние зарубежных железных дорог и беды, их одолевающие), возможности задавать автору вопросы и получать ответы. Пожелаем автору продолжения такого актуального формата, дабы обогатить слушателей работой мысли. Надеюсь, что в будущем нас ждет продолжение, где мы узнаем о перспективах тарифной системы на железнодорожном транспорте, о том, стоит ли применять поучастковую себестоимость перевозок для тарифных целей. А будущим зрителям бесед пожелаю приятного (и очень полезного) времяпрепровождения. Торопитесь, пока жарко.
Экономист, колумнист «Ведомостей» и ряда других экономических СМИ, к.э.н.
Я редко рассказываю о том, что делают мои коллеги. Наверное, стоит делать это почаще. Поскольку достойных материалов публикуется много.
Сегодня я хочу рассказать об очень интересном и важном курсе лекций, посвященном истории мировых железных дорог. Автора этих лекций, Фарида Хусаинова, я знаю уже много лет. Выступал на его семинаре в ВШЭ, обсуждал с ним свои и его публикации, пользовался, да и пользуюсь активно его материалами по экономике железных дорог. В этом курсе лекций, даже несмотря на долгое наше сотрудничество, Фарид меня по-хорошему удивил. Это очень насыщенный материал, позволяющий понять то, как формировались нынешние модели организации железных дорог в разных странах. Какие обстоятельства привели их к нынешнему состоянию дел, а также плюсы и минусы разных моделей.
Для человека, привыкшего к легкому беззаботному проглатыванию популярных лекций этот материал точно не годится. Он требует тщательного и осмысленного потребления информации. В рассказе много фактов, цифр, графиков и цитат. К чести Фарида, все это дается со ссылкой на источники, что позволяет их использовать.
Для меня, пожалуй, наиболее интересным была лекция по истории российских железных дорог, поскольку это одна из тех тем, где наши с Фаридом интересы пересекаются, поскольку некоторые мои лекции в курсе «Транспортные коридоры России» тоже посвящены железным дорогам. И несмотря на это, я многое почерпнул из лекции Фарида хотя часть цифр была мне известна.
Но если российская история железных дорог нашей публике хоть как-то знакома, то история американских и английских дорог остается неизвестной. И очень здорово, что теперь есть достаточно популярно изложенный материал, который можно проанализировать и осмыслить.
Раздел курса лекций посвященный железнодорожным тарифам и вовсе является уникальным, поскольку популярного изложения этой столь сложной темы никто у нас до Фарида не делал. Я поздравляю Фарида со столь успешным проектом и надеюсь, что это прибавит ему аудитории.
Доцент РУТ (МИИТ), к.э.н.
Даешь популяризацию экономики и железных дорог!
Когда вышли первые три лекции Фарида Иосифовича Хусаинова на тему устройства и функционирования различных моделей железных дорог, я написал на своей странице ВКонтакте: «Найдите время посмотреть три интереснейших видео, посвященных различным вариантам страновых моделей организации железных дорог. Рассказывает, очень детально, подробно и интересно, Фарид Хусаинов. В рассказе используется огромное число фактов, историй, экономических трактовок принятия решений и других интересных повествовательных приемов, поэтому тема воспринимается комплексно и насыщенно, причем, в формате one take!»
Но знал ли я, что этот исторический и экономический курс по железнодорожному транспорту получит продолжение? :) Эти три видео дополнились четвертым – рассказом про ЖД реформы 2000-х годов, и еще двумя лекциями по истории ЖД тарифов. Итого шесть супер интересных лекций по истории, экономике и управлению отечественными и зарубежными железными дорогами! Но это так, превью...
На самом деле, очень радостно за отечественную транспортную науку, за рунет и научную просветительскую деятельность, поскольку за долгое время, наконец-то, появился интересный и системный материал, посвященный экономике, в широком смысле слова, железнодорожного транспорта. К слову, есть еще один источник научного просвещения по данной теме – это семинар «Экономика железнодорожного транспорта», проводимый на базе НИУ ВШЭ, организатором и имиджмейкером которого также является Фарид Иосифович. (совпадение? – не думаю :) )
Помимо множества интереснейших фактов об отечественных и зарубежных железных дорогах, в лекциях вы оцените глубину погружения в тему. Фарид Иосифович с трудом удерживается, чтобы не рассказать еще «пару нюансов» о каком-либо событии в развитии железных дорог. Это говорит не только о знании темы, но и о знании множества связанных с основной темой событий, говоря языком литературы или кино – сюжетных линий.
Также, помимо очень живой манеры изложения, мне понравилось, что Фарид Иосифович в своем повествовании переживает за слушателя, т.е. часто пытается осветить тему более детально и с интересными подробностями, чтобы не упустить важных перипетий железнодорожной истории, личных взаимоотношений участников важных событий, хронологии принятия решений.
Я акцентировано пишу в стиле импрессионизма, поскольку ценно общее впечатление от материала, а содержание, как говорится, лучше 1 раз, чем 100 :) Так что, приятного просмотра! Даешь популяризацию экономики и железных дорог!
Цикл «Альтернативные модели организации железнодорожной отрасли»
1. Американская модель организации работы железных дорог (продолжительность 1:33)
2. Загадки европейской модели железных дорог (второе название непосредственно под видео на ютубе «Тайны британских железных дорог» ) (продолжительность 1:17)
3. Самодержавный рынок: железные дороги дореволюционной России (продолжительность 1:37)
4. Реформа железных дорог в России (2000-е годы) (продолжительность 1:38)
Лекции по истории тарифов
1. История железнодорожных тарифов. Часть 1: 1837-1995 (продолжительность 1:48)
2. История железнодорожных тарифов. Часть 2: 1995-2023 (продолжительность 2:06)