• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Минэкономразвития обсудили проект Федерального закона о регулировании тарифов

19 декабря в Министерстве экономического развития России состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

В рамках обсуждения выступил Сергей Пузыревский, заместитель руководителя ФАС России, который подчеркнул, что ключевыми целями данного законопроекта является ликвидация проблем «ручного» регулирования, тарифной дискриминации, коррупционной емкости и недоверия потребителя.

В дискуссии принял участие директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов. 

В своем выступлении он обратил внимание на то, что разработка такого законопроекта не является новшеством для законодательной системы. В России ранее существовал единый закон о госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию (Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»), но в дальнейшем законодатель отказался от его применения в пользу развития отраслевого законодательства (были приняты законы № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» и № 190-ФЗ  от 27 июля 2010 г.  «О теплоснабжении»). По мнению Ильи Долматова, важно проанализировать этот опыт и учесть его при подготовке нового законопроекта.

Обсуждая возможные пути достижения заявленных целей, Илья Долматов подчеркнул, что снижение «ручного» регулирования требуется начать с синхронизации методологии расчета «тарифных» параметров прогноза социально-экономического развития России, предельных уровней тарифов (которые сегодня устанавливаются на федеральном уровне в условиях отсутствия необходимых методик), тарифов для конкретных субъектов регулирования.

Именно отсутствие синхронизации разных уровней системы тарифного регулирования (например, решения о «заморозке» тарифов, ограничения роста платы граждан при наличии требований об установлении тарифов для организаций в соответствии с методиками) порождают режим «ручного» управления.

По мнению Ильи Долматова, ликвидацию тарифной дискриминации необходимо начинать с решения проблемы перекрестного субсидирования, но на сегодняшний день имеют место обратные процессы: величина перекрестного субсидирования растет. К сожалению, даже ряд последних решений федерального уровня (в частности, тарифные решения ФАС по Республике Бурятия и Курганской области) ведут к росту перекрёстного субсидирования.

Относительно коррупционной емкости и вопросов доверия к системе регулирования со стороны профессионального сообщества Илья Долматов отметил, что подготовленный законопроект оставляет значительное количество неурегулированных вопросов и не проясняет многие споры между регуляторами и регулируемыми организациями. В частности, несмотря на декларацию того, что в законе унифицированы подходы к определению расходов регулируемых организаций по различным статьям, очевидно отсутствие четких правил расчета расходов по ключевым позициям (например, фонд оплаты труда).

Участники дискуссии высказывали другие замечания к законопроекту и по итогам сошлись во мнении, что представленный документ не соответствует заявленным целям и требует существенных изменений.

На очередном заседании рабочей группы планируется обсудить предложения подгрупп Рабочей группы, в том числе в целях их учета при разработке нового законопроекта.