• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модернизация энергомощностей: что? где? как?

28 февраля Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий направил в Комитет Государственной Думы РФ по энергетике предложения по механизму модернизации энергогенерирующих мощностей.

Эксперты Института считают, что модерация необходима. При этом реализация программы должна приводить к существенному повышению эффективности не только отдельных объектов генерации (достигаемому за счет проведения капитальных ремонтов, реконструкций, глубокой модернизации), но и отрасли в целом (в том числе за счет вывода из эксплуатации неэффективных активов и строительства новых мощностей в обоснованном объеме).
Развитие рынка электрической мощности, усиление рыночных принципов ценообразования и исключение «надрыночных» инструментов является ключевым направлением при решении рассматриваемой задачи. Вместе с тем, является целесообразным в качестве временной меры в целях обновления отрасли использование существующего инвестиционного тарифного источника (в рамках программы «ДПМ-2») при наличии соответствующих механизмов и критериев, обеспечивающих повышение эффективности мероприятий по модернизации.
Данные критерии должны учитывать показатели, позволяющие проводить оценку эффективности и результативности принимаемых инвестиционных решений как отдельно по каждому объекту генерации, так и по совокупности «портфеля» модернизации, включая отраслевые индикаторы (например, снижение цен РСВ, повышение КИУМ) и макроэкономические параметры (совокупное снижение использования первичных энергетических ресурсов, повышение экологичности/снижение выбросов загрязняющих веществ, рост энергоэффективности). Все это должно быть оценено "на берегу", при формировании "портфеля обновления", считают эксперты.

Также рекомендовано

  • повысить качество планирования и прогнозирования уровня электропотребления и объемов соответствующего предложения для покрытия спроса, включая ежегодную корректировку данных оценок с учетом тенденций по развитию распределенной генерации и динамики спроса на централизованное энергоснабжение;
  • финансирование (увеличение цен на мощность для соответствующих объектов) инвестиционных проектов под модернизацию существующих мощностей и/или новое строительство, прошедших соответствующий конкурсный отбор, осуществлять не ранее 2022-2024 гг.;
  • при отборе инвестиционных проектов под модернизацию существующих мощностей и/или новое строительство считать приоритетными проекты комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с парогазовым циклом;
  • обеспечить сокращение всех видов перекрестного субсидирования, приоритетно – между группами потребителей;
  • при ценообразовании на электрическую мощность модернизируемого объекта тепловой генерации учитывать объемы инвестиционных средств, получаемых при реализации тепловой энергии по тарифу, формируемому по модели «альткотельной» (исключение двойного учета одних и тех же затрат);
  • рассматривать механизм конкурса по модернизации как временную меру с выходом на целевую модель – конкурентный рынок мощности.