Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике
25 мая состоялся "Круглый стол" Комитета по энергетике при Государственной Думе Российской Федерации по теме: "Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на развитие отрасли и экономику страны, методы его минимизации".
В работе "Круглого стола" приняли участие представители Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФАС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участники отраслевого экспертного сообщества и потребители.
Дискуссию поддержали сотрудники ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ: Ирина Золотова, Сергей Сасим, Ирина Сосенкина.
С докладом выступил директор ИПЦиРЕМ Илья Долматов, подчеркнув следующее:
- в целевой модели ценообразования на электрическую энергию механизм перекрестного субсидирования должен быть полностью исключен
- необходимо обеспечение и проведение последовательной политики по решению проблемы перекрестного субсидирования
- следует включить (вернуть существующую до 2017 года практику) в прогноз СЭР показатель «рост регулируемых (конечных) тарифов для населения», предусмотрев опережающие темпы роста по сравнению с прочими потребителями
- рекомендуемый ежегодный прирост розничных тарифов на электроэнергию для населения в целях сокращения перекрестного субсидирования составляет 6%
- необходим соответствующий пересмотр индекса платы граждан за ЖКУ, учитывающий принимаемый рост цен на электроэнергию для населения
- в качестве компенсационного механизма (меры поддержки граждан) предлагается использовать действующий механизм бюджетных субсидий по оплате коммунальных услуг
- при определении допустимого уровня перекрестного субсидирования (на переходном этапе к целевой модели) следует исходить из предельной тарифной нагрузки на промышленных потребителей; в качестве «эталона» такого предела могут выступать розничные цены на электроэнергию для аналогичных потребителей Европы
- при уходе на РГ потребители в целях обеспечения надежности энергоснабжения могут сохранять подключение к энергосистеме, что должно учитываться в тарифообразовании на услуги электросетевых организаций (введение платы за резерв электросетевой мощности), а, следовательно, приведет к изменению экономики «проекта ухода»
- оценка величины перекрестного субсидирования может и должна корректироваться в результате изменения методологии расчета экономически обоснованных тарифов
ПЕРЕКРЁСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ: ПРЕДЕЛ РОСТА?