Рост НДС может привести к сокращению расходов на коммунальную инфраструктуру
В середине августа было опубликовано сообщение о предложении Минэкономразвития проиндексировать тарифы ЖКХ в 2019 годы дважды: с 1-го января и с 1-го июля. Это связано с необходимостью учета повышения НДС с 1-го января 2019 года. При этом Минэкономразвития предлагает проиндексировать тарифы с 1-го января на 1,7%, а с июля – на 2,4%. Рост в среднем по году должен «уложиться» в ранее планировавшиеся 4%.
По мнению экспертов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, предложение о проведении 2-х этапной индексации тарифа обоснованно, а вот значение индексации с 1-го июля 2019 года требует более глубокого анализа.
В индексации с 1-го января будет учтено увеличение НДС, при этом тарифы без НДС не изменятся, т.е. ресурсоснабжающие организации дополнительного дохода не получат.
С 1-го июля 2019 года должна пройти плановая индексация тарифов, которая учитывает изменение факторов, связанных с деятельностью регулируемых организаций: объем реализации продукции, инвестиции, текущие издержки, избыток/недостаток средств прошлых лет.
Изначально (до принятия решения об увеличении НДС) планировалось, что такая индексация составит 4% и будет ориентирована на такой же уровень инфляции. Однако сейчас Минэкономразвития предложило снизить параметр индексации до 2,4%, аргументируя свою позицию тем, что инфляция 2017 года и за период с июля 2017 года по июль 2018 составила лишь 2,5%. По мнению Минэкономразвития, по итогам 2017 года за счет снижения инфляции относительно ожидаемого уровня, коммунальные компании «получили около 60 млрд руб. дополнительных доходов».
По нашему мнению, снижения фактического уровня инфляции в 2017 году недостаточно для того, чтобы принимать решение о снижении плановой индексации тарифов.
Во-первых, признание дополнительных доходов – вопрос гораздо более сложный, чем это может показаться на первый взгляд. Действительно, методики по расчету коммунальных тарифов предполагают поправку на изменение фактического индекса потребительских цен по сравнению с планом. Однако эта поправка учитывает далеко не все статьи расходов: расходы на топливо, электроэнергию, амортизация, налоги, арендные платежи и ряд других затрат рассчитываются без привязки к ИПЦ. Снижение ИПЦ относительно плана не ведет к сокращению этих издержек. Кроме того, важнейшим фактором отклонения фактических доходов от плана является отклонение объема реализации продукции.
В последние годы имеет место массовая установка приборов учета, реализация мероприятий по энергосбережению. В результате объем реализации тепла и воды устойчиво снижается. Снижение отпуска воды по данным Росстата за последние 5 лет в среднем составляет 3% ежегодно. Аналогичный показатель по теплу – 2% ежегодно. 2017 год не исключение: объем реализации воды упал по сравнению с 2016-м годом на 2,3%, тепла – на 2,1%. При этом органы тарифного регулирования весьма осторожны в принятии решений, учитывающих плановое снижение объемов реализации; зачастую фактическая реализация ниже плана. Из-за этого многие организации получают убытки, в разы превышающие экономию, которая может образоваться из-за понижения ИПЦ относительно прогнозов. Так, по данным Росстата доля убыточных организаций за 2017 год составила в сфере теплоснабжения 56%, в сфере водоснабжения 49%, водоотведения 46%. Это выше, чем аналогичные показатели 2015 и 2016 гг.
Во-вторых, в 2018 и 2019 гг. ожидается усиление инфляции свыше 2,5%. Сыграет свою роль и удорожание топлива. В актуальном прогнозе социально-экономического развития рост цен на газ в 2019 году запланирован на уровне 3,1% (с июля), рост железнодорожных тарифов (около половины стоимости угля) – 4%. Курсовая динамика, рост цен на энергоносители на мировом рынке вряд ли позволят понизить данные оценки.