• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ обсудили проблемы конкуренции на железнодорожном транспорте и управление вагонными парками

23 апреля 2019 г. прошло очередное, 15-ое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта»

На семинаре с докладом  «Управление вагонными парками: конкуренция или централизация?» выступил первый заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Леонидович Семёнкин.

В докладе были рассмотрены как новые инициативы РЖД в сфере управления парками грузовых вагонов, в том числе, инициативы по развитию электронных торговых площадок, так и более фундаментальные вопросы – принципы управления вагонопотоками на сети РЖД.

Сам докладчик так сформулировал основной вопрос своего доклада: «Как правильнее – когда парком вагонов единолично управляет монополист-перевозчик или же управление парком осуществляется несколькими сотнями операторов, где перевозчик лишь согласовывает оформление вагонов?». Для ответа на этот вопрос Д.Л. Семёнкин собрал основные тезисы противников конкуренции, сгруппировав из в пять основных пунктов и привёл свои контраргументы в отношении каждого из этих пунктов. Докладчик показал, какие именно стимулы заставляют оператора тем или иным образом реагировать на спрос и стараться его удовлетворить. Затем Д.Л. Семёнкин перешёл к рассмотрению ситуации, при которой все вагоны будут в собственности у одного лица-перевозчика и будут управляться им единолично. В этих условиях, как было показано в докладе, у этого «единого перевозчика» не будет никаких стимулов по улучшению работы, по повышению качества транспортного обслуживания грузоотправителей.

Помимо теоретических аргументов о том, почему управление централизованное управление парками, которое предлагают «адепты централизованного подхода к управлению вагонным парком» будет заведомо неэффективным, докладчик вкратце остановился и на имеющемся практическом опыте, коснувшись попыток имевших место в 2010-2013 гг организовать работу полувагонов единым «пулом», на принципах обезличенности и подвёл итоги этих экспериментов: «попытки вернуть технологию управления парком по «обезличенному» принципу с передачей всех функций перевозчику предпринимались уже несколько раз. Это были различные агентские схемы, когда ЦФТО ОАО «РЖД» подавали грузоотправителям вагоны операторов. В специальной литературе обращалось внимание на коммерческую и технологическую неэффективность управления перевозчиком парком частных вагонов. По- видимому и в самих РЖД была признана неэффективной работа с вагонами ручным методом управления».

Так же докладчик проанализировал причины относительной неудачи всех попыток создать в том или ином виде электронную торговую площадку по «торгам» услуг операторов.

Важным элементом доклада было то, что Д.Л. Семёнкин вскрыл ошибочность теоретико-методологического основания, которое неявно лежит в основе представлений об эффективности единого управления обезличенным вагонным парком одного единого собственника. В частности, в своём докладе он отметил: «Сторонники централизованного подхода в своих рассуждениях о необходимости передачи вагонного парка перевозчику заведомо исходят из предположения о чрезвычайной добросовестности перевозчика, о высоком моральном уровне и идейности его сотрудников. Механизмы, постоянно вынуждающие быть эффективным, предлагается заменить на простое допущение о перманентно нравственно устремленном начальстве» и затем, в процессе доклада показал ложность этого допущения.

В качестве оппонентов/содокладчиков на семинаре выступили: руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (МИИТ) Алексей Валентинович Колин, начальник Управления развития ЦФТО  ОАО "РЖД" Владимир Викторович Петров и независимый эксперт, инженер по эксплуатации железных дорог Иван Владимирович Кашицкий.

В докладе Алексея Колина отмечалось, что в условиях дефицита пропускных способностей инфраструктуры, либерализация может приводить только к негативным последствиям. В частности, анализирую последствия реформ он отметил следующие аспекты: рост оборота вагона, рост доли порожнего пробега, рост потребности в путях отстоя и накопления при том же объёме перевозок, уменьшение маневренности в части принятия решений по диспетчерским регулировочным мерам при возникновении сбоев в движении и чрезвычайных ситуациях и т.д..

Следующий докладчик Владимир Петров сосредоточился на том, какие преимущества даёт грузоотправителю использование электронной торговой площадки грузовых перевозок, разработанной РЖД. Он подчеркнул в своём докладе, что регулирование в этой сфере неизбежно, как и везде в современной экономике, а вот какие формы регулирования наиболее эффективны- это нужно обсуждать.

В докладе Ивана Кашицкого были проанализированы показатели работы крупнейших операторских компаний, в том числе эксплуатационные показатели, характеризующие качество управления вагонными парками. В докладе И.Кашицкого был сделан вывод «При анализе динамики показателей сети железных дорог России за годы реформирования говорить о влиянии на них исключительно разделения вагонного парка некорректно».

В дискуссии также приняли участие представители транспортного экспертного сообщества. В частности, выступили к.э.н. Е.В.Реутов (РУТ-МИИТ), к.э.н. В.Г. Сибагатулин, д.т.н. А.Т. Осьминин (ОУС ОАО «РЖД»), к.э.н. Ф.И. Хусаинов (РУТ-МИИТ), президент Национальной ассоциации транспортников, гл. ред. журнала «Бюллетень транспортной информации» д.э.н. Г.Е.Давыдов, представители операторских и лизинговых компаний и др.

Г.Е. Давыдов в своём выступлении, в частности отметил, что сделанные доклад представляет научную ценность ещё и потому, что докладчик – Денис Семёнкий «вывел на сцену» экономических исследований важнейший фактор развития отрасли - личный интерес участников рынка и показал влияние этого фактора на формирование стимулов, которые влияю на динамику развития рынка операторских услуг и в целом железнодорожной отрасли.

По итогам семинара, участники выразили удовлетворение, что такая важная тема, продолжает обсуждаться экспертным сообществом, поскольку поблемы, поднятые на этом семинаре выходят за пределы только сферы управления вагонными парками, а являются центральной проблемой всей реформы российских железных дорог и без обсуждения этой темы невозможен полноценный анализ состояния и развития железнодорожного транспорта в России.

В конце семинара, по традиции, Ф.И. Хусаинов от имени организаторов вручил докладчику книгу И. Кирцнера "Конкуренция и предпринимательство". Кроме того, по традиции, книги в подарок получили самые активным участники семинара, задававшие вопросы (они получили в том числе книги Айн Рэнд "Капитализм-незнакомый идеал" и др.).

 

Материалы семинара:

1.   Презентация к докладу Д.Л. Семёнкина 

Семенкин ДЛ-Презентация к семинару в ВШЭ 23_04_2019final (PDF, 10.21 Мб) 

2.   Полный текст доклада Д.Л. Семёнкина 

Доклад Семенкина ДЛ к семинару 23 04 2019 г в ВШЭ Упр ваг парками-final (DOCX, 32 Кб) 

3.   Презентация А.В. Колина 

КолинАВ_презентация_23.04.2019 (PDF, 1.32 Мб) 

4.   Презентация В.В. Петрова 

Петров ВВ_презентация к семинару в ВШЭ 23 04 2019 (PDF, 604 Кб) 

5.   Презентация И.В. Кашицкого 

КашицкийИВ_Вагонные парки конкуренция-консолидация 23.04.19 (PDF, 795 Кб) 


Текст и фото: Фарид Хусаинов