В Тульской области прошло расширенное заседание по вопросам формирования тарифов и ценообразования на электрическую энергию, тепло и газ
С 13 по 15 мая представители экспертных организаций, региональных регулирующих компаний ЦФО, государственных органов власти обсуждали актуальные вопросы сферы ЖКХ. Организатором мероприятия выступила Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный округ»
В качестве представителей Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ в мероприятии приняли участие Илья Долматов и Артем Коваль.
Участники расширенного заседания рассмотрели ряд актуальных вопросов, в том числе:
1. Применение метода эталонных затрат при регулировании территориальных сетевых организаций
Эксперты отметили ключевые вопросы к разработанному ФАС России проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с использованием метода сравнения аналогов» и решили рекомендовать ФАС России при совершенствовании законодательства в области тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии и при доработке метода эталонных затрат для регулирования территориальных сетевых организаций учесть следующие предложения:
1.1. Разработать методические указания по регулированию тарифов с приминением метода сравнения аналогов, утверждаемую приказом ФАС России, включающую:
- методику расчета значений эталонов затрат;
- порядок определения операционных расодов с использованием эталонов затрат;
- порядок обоснования количественных параметров, используемых при определении операционных затрат;
- порядок расчета НВВ;
- порядок «сглаживания» тарифных скачков.
1.2. Методика расчета значений эталонов затрат должна учитывать фактический обоснованный уровень операционных расходов сетевых организаций, разделение значений эталонов по производственным процессам (техническое обслуживание и ремонт оборудования заданного типа, деятельность не связанная с ТОиР, накладные расходы), объективные факторы отличия затрат, климатические условия.
1.3. Определить ключевые показатели деятельности, которые должны соблюдаться сетевыми организациями в рамках финансирования затрат в размере эталонов (какие параметры надежности и качества, степень обновления оборудования и т.д. обеспечивают утвержденные эталоны).
1.4. Для обеспечения прогнозируемости тарифов на услуги по передаче электрической энергии необходимо на уровне постановления Правительства определить основания и порядок пересмотра значений эталонов Федеральной антимонопольной службой, а также порядок применения скорректированных эталонов.
2. О проекте Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»
Участники рассмотрели проект ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – проект ФЗ), разработанный ФАС России и решили:
1. Рекомендовать ФАС России одновременно с доработкой проекта ФЗ подготовить необходимые изменения в Федеральные законы и подзаконные акты, необходимых для реализации проекта ФЗ.
2. Исключить из проекта ФЗ нормы, ограничивающие учет амортизационных отчислений в тарифах.
3. Разработать методические указания по определению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электричсекой энергии, синхронизированные с действующими методическими указаниями по расчету тарифов на региональном уровне и учитывающие, в том числе, региональные программы развития электросетевого комплекса.
3. Установление долгосрочных нормативов удельного расхода топлива на отпускаемую электрическую и тепловую энергию
Участники решили рекомендовать Минэнерго России рассмотреть в качестве штрафной меры при отсутствии утвержденных единых нормативов УРУТ не нормативы эквивалентные 100% КПД, а нормативы УРУТ соответствующие показателям наиболее энергоэффективных технологий и характеристик генерирующего оборудования; увязать разработку единых нормативов УРУТ с моделью рынка электроэнегии и мощности; оценить необходимые объемы капительных пложений и определить источники их финансироания для достижения целевых значений УРУТ.
4. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: потенциал решения проблемы
Участники отметили, что в настоящий момент отсутствуют механизмы по снижению перекрестного субсидирования, и решили рекомендовать Минэкономразвития РФ и ФАС России разработать дорожную карту по ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на электрическую энергию с учетом:
- опережающих темпов роста тариофв для населения;
- применения механизма социальной нормы потребления;
- адресных субсидий малоимущим слоям населения.
5. О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации
Участники отметили, что Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» не в полной мере отвечает принципу адресности субсидий. Потребители с высоким уровнем потребления электроэнергии, не относящиеся к малообеспеченным группам граждан, субсидируются на полный объем своего потребления. Решили рекомендовать ФАС России инициировать внесение изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400, в части обеспечения расчета индексов изменения размера платы граждан на уровне не менее максимального роста составляющих коммунального платежа для недопущения перекрестного субсидирования между видами деятельности.
Протокол РГ по тарифам_13-15.05.2019 (PDF, 4.09 Мб)