• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ прошло очередное 16-ое заседание Научно-практического семинара "Экономика железнодорожного транспорта"

Во вторник 21 мая 2019 г. в стенах университета выступил экономист Валерий Кизилов с докладом «Британские железные дороги на рубеже XX и XXI веков: между государством и рынком»

В докладе были рассмотрены история приватизации и затем национализации железных дорог Великобритании, а, кроме того, докладчик затронул сегодняшние дискуссии, ведущиеся в Англии о дальнейших реформах в отрасли.

Докладчик рассказал о том, что в 1994-1997 железные дороги Великобритании были приватизированы, подвижной состав (вагоны, локомотивы) и  управление поездами перешли к нескольким компаниям, между которыми развернулась относительно свободная конкуренция. Сеть британских рельсовых путей (инфраструктура) перешла к частной компании Railtrack.  В дальнейшем объем железнодорожных перевозок существенно вырос, как и уровень их безопасности, а себестоимость при этом снизилась. В докладе было отмечено, что по показателю безопасности, Британские железные дороги являются самыми безопасными в Европе (после Финских), что опровергает миф о том, что приватизация приводит к снижению безопасности. Кроме того, неоднозначной оказалась оценка динамики цен на билеты: в с одной стороны общий уровень цен на поездки в час пик вырос, с другой, за счёт гибкой политики цены на билеты не в час пик и билеты, приобретаемые заранее цены в реальном исчислении- снизились. Кроме того, докладчик отметил, что количество рейсов в час на наиболее загруженных направлениях, таких как Лондон-Манчестер, Лондон-Бристоль и др. выросли в два-три раза.

Вместе с тем, в мтлу разных причин, о которых так же рассказал докладчик,  в 2002 лейбористское правительство повернуло вспять коммерциализацию рельсовых путей и передало их в собственность новой организации Network Rail, которая формально считалась частной, но не имела акционеров, не имела права платить дивиденды и была подчинена государству.

В 2014 году Network Rail официально была признана государственной организацией.  За период существования Network Rail ее убыточность сохранилась, а размер государственных субсидий вырос. Менеджмент Network Rail не заинтересован ни в росте объема перевозок, ни в снижении издержек.

Сегодня Великобритания начала новый этап железнодорожных реформ. Крис Грейлинг, занимающий пост министра транспорта с 2016 года, объявил, что целевым ориентиром для британских железных дорог должна стать Япония, где сеть железнодорожных путей разделена между несколькими частными компаниями, каждая из которых вертикально интегрирована с операторами-перевозчиками.

 Оппонентами/содокладчиками выступили:, доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ РУТ (МИИТ),  эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ к.э.н. Фарид Хусаинов и профессор кафедры «Управления транспортно-экспедиционным обслуживанием» ГУУ, д.э.н. Татьяна Богданова. Модератоом семинара выступил директор Института проблем ценообазования и регулирования естественных монополий, к.э.н. Илья Долматов.

В дискуссии также приняли участие представители транспортного экспертного сообщества. В частности, в работе семинара участвовали представители РУТ (МИИТ), ГУУ, НИУ ВШЭ, ОАО «РЖД», ВНИИЖТ, «Новой перевозочной компании», Союза транспортников России, Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», представители российских и английских консалтинговых компаний, работающих в сфере железнодорожного транспорта а также представители операторских и лизинговых компаний, работающих на российском рынке железнодорожных перевозок.

 

Материалы семинара:

1.   Презентация В.В. Кизилова 

Кизилов ВВ_Презентация к семинару в ВШЭ 21 05 2019 (PDF, 330 Кб) 

2.   Презентация Ф.И. Хусаинова 

ХусаиновФИ_презентация к семинару в ВШЭ 21 05 2019 (PDF, 537 Кб) 

3.   Презентация Т.В. Богдановой 

Богданова ТВ_Презентация к семинару в ВШЭ 21 05 2019 (PDF, 721 Кб)