• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рост тарифов на коммунальные услуги для населения

В еженедельном аналитическом бюллетени НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире опубликован анализ роста тарифов на коммунальные услуги, подготовленный экспертами Института. В 2020 году реакция на рост тарифов обострилась на фоне падения доходов граждан в связи с пандемией COVID19, а также предложений отдельных чиновников и общественных деятелей о заморозке тарифов с июля 2020 года, озвученных в период активного обсуждения мер поддержки граждан в условиях пандемии.

Рост тарифов на коммунальные услуги для населения

В этом году тема традиционного изменения тарифов на оплату коммунальных услуг с 1 июля вновь привлекла внимание Средств массовой информации и общественности. Как и в предыдущие годы, информационный фон изменения тарифов чаще негативный. 

Важно отметить, что на первый взгляд, без детального погружения, июльский рост тарифов на коммунальные услуги формирует у граждан ошибочное представление о спонтанности индексации. В действительности решения об июльской индексации тарифов на большинство коммунальных услуг (кроме газоснабжения) принимаются в декабре предшествующего года (и такой порядок принятия тарифных решений практикуется уже не первый год). То есть тарифы на электроэнергию, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращение с твердыми коммунальными отходами, вступившие в силу с 1 июля 2020 года, были утверждены в декабре 2019 года (до появления предпосылок экономического кризиса и снижения доходов граждан).

По данным мониторинга, выполненного Институтом экономики и регулирования инфраструктурных отраслей (ИЭиРИО) НИУ ВШЭ, декабрьские решения относительно июльской индексации тарифов не были пересмотрены в связи с пандемией ни в одном из крупнейших городов (в обследование включены города с численностью населения свыше 500 тыс. жителей).

Большинство коммунальных тарифов выросли в пределах 5%. Этот параметр был обозначен в качестве ориентира в Прогнозе социально-экономического развития России, актуального на момент принятия тарифных решений. Наибольший «разброс» параметров индексации по городам характерен для сфер водоснабжения, водоотведения и обращения с отходами. Здесь имеют место как случаи довольно высокого роста тарифов, так и случаи их снижения (или сохранения на уровне 1-го полугодия).

Что касается розничных цен на газ, то их изменения следует ожидать не ранее августа. И вряд ли это изменение превысит 3%. Летняя индексация оптовых цен на газ в этом году анонсирована на 1-е августа (решения еще не опубликованы, но ПАО «Газпром» уже уведомил об увеличении цен на 3% с 1 августа как для населения, так и для прочих потребителей). Также может произойти уточнение других тарифных решений в сфере газоснабжения (такие решения принимаются Федеральной антимонопольной службой традиционно летом, регионы же рассчитывают розничные цены на газ на основе компонент, регулируемых на федеральном уровне).

Является ли отказ от «заморозки» коммунальных тарифов, предложенной рядом экспертов в качестве меры поддержки граждан в период пандемии, оправданным с экономической и социальной точки зрения? В условиях снижения доходов граждан негативная реакция на очередной рост тарифов неизбежна и вполне понятна. Однако нельзя оставлять без внимания экономические факторы, обуславливающие необходимость ежегодного роста тарифов.

Первым и самым главным аспектом, который необходимо иметь в виду, являются последствия принятия популярных решений о сдерживании тарифов. При отсутствии бюджетного источника компенсации расходов организаций, заложенных в установленные сегодня тарифы, «заморозка» обернулась бы ускоренным ростом тарифов в последующие годы.

Действующее законодательство предполагает компенсацию потери доходов и роста расходов, вызванных объективными факторами, в тарифах последующих лет. Здесь важно отметить, что и без заморозки в 2022-м и последующих годах инфраструктурные отрасли предъявят к расчету тарифов выпадающие доходы и незапланированные расходы 2020 и 2021 года. Снижение «коммерческого» спроса на услуги ресурсоснабжающих организаций в условиях кризиса приведет к соответствующему снижению доходов. При этом рост потребления ресурсов в бытовом секторе (вследствие самоизоляции) вряд ли сможет компенсировать снижение «коммерческого» спроса для большинства организаций.

Снижение спроса в малой степени отразится на уровне расходов: для инфраструктуры характерна доминирующая доля условно-постоянных затрат. Временная отмена штрафных санкций за несвоевременную оплату коммунальных услуг приведет к росту неплатежей и потребует привлечения дополнительных кредитных ресурсов. Менее ощутимым, но все-таки актуальным фактором динамики издержек станут дополнительные расходы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья персонала на рабочих местах (инфраструктурные организации в силу важнейшей жизнеобеспечивающей функции продолжали работу и в нерабочие недели). То есть потери доходов и рост расходов (в т.ч. на обслуживание заемных средств) 2020-2021 гг. будут компенсироваться при установлении тарифов на 2022 и последующие годы. Если бы региональные власти пошли на «заморозку», эти суммы выросли бы существенно.

В негативном сценарии «отложенный» рост тарифов – это не самое страшное последствие «заморозки». Финансовый дефицит в условиях кризиса в отдельных организациях может привести к срыву подготовки к отопительному сезону 2020-2021 гг. и повышению аварийности коммунальных систем в 2021 году. Наиболее уязвимыми с этой точки зрения являются компании, в тарифы которых инвестиционная составляющая закладывается на низком уровне (вследствие чего они лишены возможности «маневра» за счет приостановки инвестиционных процессов). Как правило, таким организациям и в докризисных условиях был затруднен доступ к кредитным ресурсам по причине неудовлетворительного финансового состояния. В сегодняшних условиях они не смогут обойтись без привлечения кредитов для оплаты топлива и энергии, выплаты заработной платы, проведения капитального ремонта. Ухудшение их состояния при «заморозке» тарифов без соответствующих бюджетных компенсаций может иметь крайне негативные последствия.

Вторым важным обстоятельством тарифной кампании 2020 года является поручение Президента РФ ввести мораторий на принятие регуляторных решений, ухудшающих условия деятельности организаций электроэнергетики и теплоснабжения (Поручение Президента РФ от 21 мая 2020 г. №Пр-837 «… обеспечить введение на 2020 - 2021 годы в отношении организаций электроэнергетики и теплоснабжающих организаций моратория на принятие регуляторных решений, ухудшающих действующие на 1 января 2020 г. условия ведения ими предпринимательской деятельности»). Учитывая, что по состоянию на 1 января 2020 года июльские тарифы на электроэнергию и тепло были уже приняты и опубликованы, «заморозка» (которую предлагали отдельные эксперты) привела бы к нарушению указанного поручения Президента.

По мнению экспертов Института, решение региональных органов власти отказаться от «заморозки» тарифов является оправданным с экономической точки зрения.

Относительно социального аспекта необходимо обратить внимание на следующее. Население в России является наиболее защищенной категорией потребителей услуг инфраструктурных организаций.

Сдерживающая политика Правительства РФ по установлению индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, наличие перекрестного субсидирования в электроэнергетике, при котором прочие потребители несут дополнительную тарифную нагрузку за население, возможность получения субсидий на оплату коммунальных услуг для семей, в доходах которых коммунальные платежи превышает определенную долю, льготные тарифы для населения на присоединения к электрическим и газораспределительным сетям, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, устанавливающие льготные условия на оплату услуг ЖКХ, - все эти инструменты были созданы задолго до текущего кризиса и нацелены на то, чтобы облегчить нагрузку на граждан.

В связи с пандемией были приняты дополнительные меры поддержки: введен мораторий на применение штрафных санкций за несвоевременную оплату коммунальных услуг (решение, которое вызвало негативную реакцию отраслевого сообщества – сегодня фиксируется существенное снижение платежной дисциплины).

Продолжается обсуждение предложения Минстроя о снижении максимальной доли оплаты ЖКХ в структуре доходов, при превышении которой граждане получают субсидии на оплату услуг, с 22 до 15% (22% - это федеральный стандарт, который регионы могут снижать при соответствующем бюджетном обеспечении, сегодня в ряде регионов действуют более низкие «пороги»).

Адресная поддержка граждан

Сегодня, на наш взгляд, наиболее остро должен стоять вопрос об обеспечении адресного характера той поддержки в сфере оплаты коммунальных услуг, которая предусмотрена действующим законодательством. В условиях, когда экономических предпосылок для снижения темпов роста тарифов нет, а имеющиеся бюджетные и отраслевые ресурсы ограничены, необходима их концентрация для оказания ощутимой помощи наиболее нуждающимся категориям граждан.

В отношении остальных коммунальных услуг: в ряде городов обслуживанием граждан занимается не одна ресурсоснабжающая организация, при этом даже при обслуживании одной организацией могут иметь место случаи установления различных тарифов для населения одного города (дифференциация по установленным законом основаниям). Для анализа выбирались тарифы, по которым осуществляются расчеты подавляющего большинства потребителей города.

В Нижнем Новгороде устанавливаются двухставочные тарифы на тепловую энергию. В рассматриваемом периоде прирост ставки за энергию составил 3%, снижение ставки за мощность составило 7%.

В городах Москве и Санкт-Петербурге действует временный мораторий на применение отдельных норм законодательства в сфере обращения с отходами, региональные операторы по обращению с ТКО будут определены позднее. Региональный оператор, обслуживающий территорию города Хабаровск, в 1-м полугодии 2020 года не определен.

Данное интервью стало частью еженедельного аналитического бюллетеня (выпуск № 10, стр. 69-74), в котором эксперты ВШЭ анализируют новые данные о состоянии экономики, социального самочувствия граждан, оценивают перспективы постепенного выхода из режима ограничений в различных отраслях, в том числе на основе мирового опыта. Ознакомиться с выпусками бюллетеня можно по ссылке