• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Методологию расчета тарифов в энергетике нужно менять – в сетях она не менялась уже почти 20 лет»

Илья Алексеевич Долматов принял участие в работе круглого стола Комитета Государственной Думы по энергетике, посвященного проблемам тарифного регулирования в электроэнергетике. По итогам обсуждения также были подготовлены предложения в Рекомендации круглого стола.

Круглый стол прошел 19 ноября в формате видеоконференции. В мероприятии приняли участие заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич, первый заместитель председателя комитета по энергетике Сергей Есяков, представители Системного оператора ЕЭС, Совета рынка, Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, НП территориальных сетевых организаций, Совета производителей энергии, Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ,  общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», компаний «РУСАЛ», «АтомЭнергоСбыт».

Тарифное регулирование является одним из самых проблемных вопросов развития электроэнергетики. Илья Долматов в своем выступлении отметил, что тарифы в отрасли считаются не по методике, нет долгосрочности и довольно много политики, принятия административных решений, а не экономических. Понять систему экономических стимулов для рационального и энергоэффективного потребления – нельзя в силу наличия искажений. По мнению директора Института, методологию расчета тарифов необходимо менять, она не менялась уже почти 20 лет.

По мнению Ильи Алексеевича, введение 4-уровневой дифференциации тарифов на передачу было преждевременным. На самом деле, сейчас их уже 6, так как выделяется и ВН 1, и отдельный тариф ФСК, что не предусмотрено методологией расчета. Правильным с точки зрения зарубежного опыта, где таких уровней всего 3, будет снижение количества уровней напряжения. Важно учитывать и категории надежности. Есть проблемы и с тарификацией на заявленную мощность, а принципы котлового тарифообразования не всегда соблюдаются.

 У нас есть один ключевой барьер – это тарифная нагрузка на потребителей. Важно объективно оценить тарифную нагрузку на разные категории потребителей и там, где она существенна, помогать субсидиями из бюджета, а не элементами перекрестного субсидирования.

Долматов Илья Алексеевич
Директорв Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей

Порядка контроля за субсидиями – больше и стимулов, направленных на их снижение в перспективе, – тоже больше. С перекрестным субсидированием ситуация обратная – регионы стремятся воспользоваться этим механизмом. Это, особые условия для ряда регионов и текущая попытка объединить тарифные зоны нескольких субъектов РФ – исходя не из принципов более эффективного управления энергосистемой (как это, например, сделано, в Тюменской области и Краснодарском крае), а исходя из принципа поддержки регионов со слабым социально-экономическим развитием. Это, конечно, будет дестимулировать благополучные регионы и, кроме того, потребует пересмотра системы управления и регулирования тарифами в отношении объединяемых зон. 

Институт дополнил бы Рекомендации пунктом о необходимости определения тарифной нагрузки в отношении регионов, групп потребителей, мерах субсидирования, социальной поддержки. Важный пункт, который необходимо учесть – совершенствование адресной поддержки населения, этот механизм явно устарел. Также Институт полностью поддерживает идею об освобождении от НДС тарифов для населения, это позволило бы снизить перекрестное субсидирование.

Полный текст предложений в Рекомендации «круглого стола» 

Позиция Института по итогам обсуждения предложений по улучшению конкурентной среды и совершенствованию регулирования розничных рынков электрической энергии