Новая модель рынка тепла «альтернативной котельной» набирает обороты
Такой вывод делают эксперты Института – Марина Панова, Илья Долматов и Жанна Войткова – в своем новом исследовании, посвященном реформе теплоснабжения. В статье оцениваются риски и эффекты перехода на новую модель рынка тепловой энергии в городах, в которых уже реализуется программа.
В июле 2017 года с принятием ФЗ № 279 был запущен переход на новую модель рынка теплоэнергии, в основе которой лежит принцип «альтернативной котельной». План мероприятий по внедрению целевой модели был утвержден Правительством РФ в октябре 2014 года, но согласования ответственных ведомств продолжались еще два с половиной года, а споры в экспертном сообществе относительно принятых норм ведутся до сих пор. На сегодняшний день решение о переходе в ценовые зоны теплоснабжения принято в отношении 30 муниципальных образований.
Ключевое положение проводимой реформы – либерализация цен на тепловую энергию в рамках определенного ценового «потолка», или цены условной «альтернативной котельной». Предполагается, что покупка тепла по цене выше этого уровня делает централизованное теплоснабжение экономически невыгодным для потребителя и стимулирует его к строительству собственного теплоисточника. Соответственно, если теплоснабжающая организация не окупает своих затрат при продаже тепловой энергии по заданной предельной цене «альтернативной котельной», то такая организация вынуждена или уйти с рынка, или работать над повышением эффективности. У теплоснабжающих компаний появляется стимул к оптимизации затрат, поскольку полученную в результате экономию они смогут использовать, в том числе на инвестиционные цели. Цель внедрения нового принципа ценообразования, предложенного Министерством энергетики, – привлечение в отрасль инвестиций без резкого, скачкообразного роста тарифов на тепло.
Говорить об итогах реформы еще рано, но предварительные результаты проведенного исследования могут стать основанием для оценки дополнительных возможностей и доработки механизма. Динамика цен на тепловую энергию в городах, вошедших в ценовую зону теплоснабжения, определяется множеством факторов и зависит не только от специфики систем теплоснабжения, но и от достигнутых договоренностей между муниципалитетами и теплоснабжающими организациями, закрепленных концессионными соглашениями, в том числе, в части допустимых ограничений роста цен на тепловую энергию в пределах цены «альтернативной котельной» и особенностей ее расчета в период доведения («заморозки») тарифа. В целом, на данном этапе внедрения новой модели рынка тепла, опыт муниципальных образований, перешедших в ценовые зоны теплоснабжения, говорит о ее работоспособности с точки зрения стимулирования к обновлению инфраструктуры. При этом индикаторы достижения целей внедрения модели, которые однозначно бы характеризовали ее успешность, могут быть определены только в рамках рассмотрения конкретной схемы теплоснабжения (с учетом многообразия ситуации в регионах). Работоспособность модели в части исключения рисков недобросовестного поведения игроков может быть оценена лишь по прошествии времени (с накоплением правоприменительной и судебной практики). В этой связи принципиально важным представляется сосредоточить усилия региональных властей в субъектах РФ, где внедряет новая модель рынка, на детальной проработке схем теплоснабжения, федеральных органов власти – на системном мониторинге возникающих споров и разногласий в соответствующих системах теплоснабжения.