Прошло 22-е заседание семинара «Экономика железнодорожного транспорта»
На заседании семинара эксперты обсудили проблемы неравномерности железнодорожных перевозок.
Во вторник, 24 ноября, в ВШЭ прошло 22-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
В докладе охарактеризована сущность проблемы сезонной неравномерности перевозок для экономики железнодорожного транспорта; представлены усовершенствованный методический инструментарий оценки сезонной неравномерности железнодорожных перевозок, теоретическая модель влияния сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры на эффективность ее использования и развития, результаты эмпирического анализа влияния сезонной неравномерности загрузки инфраструктуры на экономические показатели железнодорожного транспорта. Докладчиками в опубликованных ранее работах представлен усовершенствованный методический инструментарий для оценки сезонной неравномерности грузовых и пассажирских перевозок. Следует выделить два его главных отличия от традиционного подхода:
- Для каждого рассматриваемого периода (месяца или квартала) используются среднесуточные, а не абсолютные значения показателей, характеризующих объемы перевозок;
- Сезонная неравномерность грузовых перевозок оценивается не по показателю «перевезено грузов», а по двум показателям: «погрузка грузов» и «грузооборот». Это позволяет существенно уточнить характеристики неравномерности перевозок. Неравномерность перевозок целесообразно оценивать по каждому виду перевозок (грузовым и пассажирским), используя для этого соответствующие показатели. В то же время, в условиях совмещенного движения грузовых и пассажирских поездов, характерного для отечественных железных дорог, для характеристики загрузки инфраструктуры целесообразно использовать релевантный интегральный показатель, в качестве которого может выступать суммарный грузооборот брутто, охватывающий перевозки в грузовом и пассажирском движении или приведенная работа. Учитывая, что грузооборот брутто является исключительно расходообразующим показателем, а для оценки приведенной продукции транспорта, производительности важнейших ресурсов, таких как труд и инфраструктура, используется показатель «приведенная работа», представляется целесообразным оценивать сезонную неравномерность загрузки железнодорожной инфраструктуры с помощью этого показателя.
В качестве оппонента/содокладчика выступила доцент Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), специалист в области экономики грузовых перевозок (в прошлом – зам. начальника Департамента анализа конъюнктуры рынков ОАО «РЖД»), к.э.н. И.А. Чернигина. Модерировал дискуссию директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей, к.э.н. И.А. Долматов.
Видеозапись семинара доступна по ссылке
Статьи по теме семинара: