• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Раскрытие информации: насколько прозрачными должны быть данные о тарифах и регулируемых компаниях

Об открытой публикации ключевых показателей развития регулируемых отраслей и результативности тарифного регулирования на заседании Общественного совета при ФАС России 27 октября выступил Илья Долматов.

Раскрытие информации: насколько прозрачными должны быть данные о тарифах и регулируемых компаниях

Повышение открытости органов власти – ключевая задача, поставленная Президентом России в своем Указе от 07 мая 2012 года №601 «О совершенствовании системы государственного управления». Очевидно, что реализация проекта по публикации открытых данных является приоритетным направлением для деятельности Общественного совета при ФАС России, так как именно он позволяет осуществлять общественный контроль, выступая индикатором доверия общественности к принимаемым решениям органов власти и понимания, в каком направлении мы движемся. В настоящее время в соответствии со стандартами раскрытия информации на уровне отдельной компании публикуются довольно подробные данные. Однако агрегации информации на уровне региона и отрасли не происходит, соответственно, нет возможности оценить достигнутые результаты и спрогнозировать дальнейшие перспективы. Кроме того, качество раскрытия информации компаниями может отличаться даже методически, а такая агрегация могла бы помочь выявить ошибки при предоставлении информации и обеспечить сбор данных в унифицированном виде по типовым формам, тем самым качественно повышая общий уровень информации для дальнейшей обработки и анализа, а также принятия обоснованных решений.    

Вопрос об открытой публикации ключевых показателей развития регулируемых отраслей и результативности тарифного регулирования ФАС России рассматривался в рамках более широкой дискуссии о развитии проекта «Открытые данные» в феврале этого года на заседании Общественного совета, по результатам которого были вынесены решения, что проект не развивается, не реализуется ввиду бюрократических трудностей. Представители ФАС, в свою очередь, тогда сообщили, что продвижения в этом вопросе нет, однако идет разработка других информационно-аналитических систем, в том числе ЕИАС. По итогам заседания был предложен набор индикаторов, открытая публикация которых была бы полезна в первую очередь. Состав показателей регулируемых отраслей, который был разработан ИЭиРИО, включает в себя базовую информацию – средние тарифы по отраслям и регионам, структура конечной цены, сумма инвестиций, объем реализации услуг и др. 

В июле был опубликован проект плана реализации проекта «Открытые данные», в котором рекомендации, сформулированные по итогам заседаний ОС, не нашли отражения – ФАС назвала публикацию перечня предложенных показателей нецелесообразной «во избежание политической и социальной напряженности». На данный момент стоит вопрос о целесообразности продолжения реализации проекта «Открытые данные». 

В ответ на выступление Ильи Алексеевича представители ФАС сообщили, что проблема реализации проекта «Открытые данные» заключается не столько в принципиальном вопросе открытой публикации данных, сколько в их агрегации регулятором из разрозненных источников: «По мере возможностей и наличия ресурса этот вопрос поднимается, в том числе в рамках развития ЕИАС. Часть информации собирается в рамках мониторинга и контроля за нарушениями». Данные по компаниям представлены на их сайтах, при этом обязательств по направлению в ФАС раскрываемой информации нет. Также по мнению ФАС, раскрытие информации повлечет за собой поток обращений от потребителей из-за непонимания механизмов и принципов тарифообразования. 

Члены Общественного совета при ФАС России выразили мнение о важности и актуальности развития системы опубликования открытых данных, в том числе ключевых показателей развития регулируемых отраслей и результативности тарифного регулирования.

Трансляция заседания доступна по ссылке

Презентация доклада (PDF, 271 Кб)