• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как повысить инвестиционную привлекательность проектов в удаленных районах Дальнего Востока и Арктики

В среду, 9 ноября, прошел научный семинар «Регуляторные меры по стимулированию развития энергетической инфраструктуры в труднодоступных и изолированных территориях РФ». 

Как повысить инвестиционную привлекательность проектов в удаленных районах Дальнего Востока и Арктики

Мероприятие состоялось в рамках «Зеркальной лаборатории» ИЭиРИО и ИРНИТУ «Модели развития энергетической инфраструктуры удаленных и изолированных территорий России». С докладом выступила Юлия Владимировна Шеваль, руководитель проектов Центра мониторинга эффективности тарифной политики ИЭиРИО. Основные тезисы выступления приводим ниже. 

В настоящее время одной из важнейших стратегических целей России является опережающее социально-экономическое развитие геостратегических территорий страны, к которым относятся районы Дальнего Востока и Арктики. Обязательным условием развития является наличие адекватной инфраструктуры, в том числе энергетической, в удаленных и изолированных территориях (далее – ИТТ) этих регионов. Именно поэтому один из основных приоритетов государственной энергетической политики России – это гарантированное обеспечение энергетической безопасности таких территорий.

Более десяти лет государство последовательно обозначает проблемы в энергоснабжении ИТТ и формулирует приоритетные направления их решения в различных документах стратегического планирования. Сам факт признания государством существующей проблемы – необходимый, но недостаточный сигнал для инвесторов. Проекты по развитию энергетической инфраструктуры в ИТТ являются долгосрочными и сопряжены со значительными инвестиционными рисками: часть из них являются либо низкодоходными, либо вовсе неокупаемыми. 

Для большинства таких проектов нужен целый комплекс стимулирующих мер. За последние годы было создано значительное количество инструментов государственного воздействия, в том числе «Инфраструктурного меню», «Дальневосточная» концессию, механизм энергесервисных контрактов, инструменты тарифного регулирования и др. К сожалению, такое многообразие мер пока не привело к значимым изменениям в темпах развития энергетической инфраструктуры в ИТТ.  

По нашему мнению, в качестве необходимых механизмов стимулирования развития энергетической инфраструктуры в труднодоступных и изолированных территориях Российской Федерации можно выделить следующие:

  • Создание механизма заключения регуляторных контрактов (соглашений), предусматривающих гарантии осуществления модернизации объектов локальной энергетики на период окупаемости проекта; 
  • Совершенствование механизма долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • Расширение возможностей тарифного регулирования в части формирования механизмов, обеспечивающих возврат инвестиций.