• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тарифное регулирование должно быть стимулирующим

11 апреля состоялась презентация доклада Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей «Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива»

Тарифное регулирование должно быть стимулирующим

Мероприятие прошло в смешанном формате, участие в нем приняли более 150 человек. На круглом столе выступили представители органов власти: директор департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики, А.Г. Максимов; заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйств Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Г.А. Багдасарян; начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России, Д.А. Васильев. В дискуссии также приняли участие представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, регулируемых организаций, а также научного и экспертного сообщества. Модератором круглого стола выступил Е.В. Яркин, доктор экономических наук, научный руководитель ИЭиРИО.

И.А. Долматов, кандидат экономических наук, директор ИЭиРИО, провел презентацию Доклада и представил результаты исследования эффективности тарифной политики в отраслях коммунального комплекса. 

По мнению авторов Доклада, тарифная политика должна стать мощным инструментом для обновления коммунальной инфраструктуры. Для этого необходимо менять модель регулирования, смещая акценты на результативность инвестиционных программ, операционной деятельности, обеспечивая справедливое ценообразование и достаточную степень предпринимательской свободы. Необходимо внедрение понятного стандарта обслуживания потребителей, финансовой ответственности за его нарушение и снижение прямого государственного контроля за хозяйственной деятельностью регулируемых организаций.

Смена курса должна происходить на всех уровнях регулирования. В рамках выработки федеральной тарифной политики необходимо обеспечить сценарное прогнозирование темпов роста тарифов (несколько альтернативных вариантов индексации с указанием результатов, достигаемых в регулируемых отраслях, анализом нагрузки на потребителей, возможностей системы адресной поддержки граждан). В этом случае, устанавливая предельное ограничение, государство будет формировать реалистичные ожидания по развитию инфраструктуры и рынков. Индексация тарифов по принципу «инфляция минус» не дает ответа на этот вопрос. Такая индексация обеспечивает консервативное (инертное) движение. Этот подход формирует определенную стабильность, но не способен обеспечить интенсивное развитие регулируемых отраслей, тем более в условиях вызовов, продиктованных изменившимися экономическими реалиями.

В ответ на этот вызов Правительством приняты решения о масштабной бюджетной поддержке инфраструктурных проектов. Однако политику стимулирования инвестиций в инфраструктуру, основанную на бюджетном софинансировании, нерационально принимать на долгосрочную перспективу. По своей экономической природе инфраструктурные отрасли должны восприниматься как зона наименьшего риска (в первую очередь, в силу стабильного спроса). Сегодня этому мешает «жесткая» модель государственного регулирования. 

Расширить предпринимательскую свободу и мотивацию на снижение затрат поможет ослабление контроля за текущей деятельностью регулируемых компаний. Понятная система финансовой ответственности (штраф за несоблюдение стандарта обслуживания конкретного потребителя) должна предотвратить злоупотребления. Существенную роль в повышении эффективности инфраструктуры авторы также отводят рациональному потребительскому поведению (оптимизации режимов потребления), которое должно быть простимулировано гибкими системами тарифной дифференциации.

В Докладе также уделено внимание влиянию регулируемого ценообразования на либерализацию внутреннего рынка газа и развитие конкуренции на рынке электроэнергии. Авторы исследования отмечают, что сформированные в регулировании диспропорции (территориальные дисбалансы, перекрестное субсидирование и др.) препятствуют развитию здоровых конкурентных отношений, что, в конечном счете, негативно сказывается на всех участниках рынка (и производителях, и потребителях).

Участники дискуссии в рамках своих выступлений подчеркнули важность формирования комфортной среды для инвесторов при условии защиты населения от ценовых шоков. Среди первоочередных задач органов власти были отмечены: обеспечение реализации значимых инвестиционных проектов, гибкое управление величиной перекрестного субсидирования, развитие механизма концессионных соглашений и цифровизация регуляторной среды. Была подчеркнута важность синхронизации усилий бизнеса, региональных и федеральных органов власти в целях предотвращения неоправданных экономически, но популярных решений по чрезмерному сдерживанию тарифного роста. Выступающие поддержали тезис о целесообразности распространения позитивного опыта двусторонней ответственности, накопленного в рамках реализации механизмов «ДПМ» и «альтернативная котельная».

Ознакомиться с Докладом и материалами круглого стола можно по ссылкам ниже.