• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ВШЭ обсудили энергетические субсидии в ТЭК России

Экспертный круглый стол прошел в рамках XXIV Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. От ИЭиРИО в мероприятии участвовали И.А. Долматов и Ф.И. Хусаинов.

В ВШЭ обсудили энергетические субсидии в ТЭК России

Кроме того, в работе круглого стола принимали участие С.А. Васильев (НИУ ВШЭ), М.Э. Дмитриев (РАНХиГС), В.В. Дребенцов (Российское энергетическое агентство), С.М. Дробышевский (Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара), А.С. Каукин (РАНХиГС), М.Р. Салихов (НИУ ВШЭ), И.А. Хомутов (ИГ Петромаркет). 

Вопросы, которые обсуждали участники: 

  • Оценка размеров энергетических субсидий для населения и бизнеса;

  • Угледобыча России как косвенный реципиент масштабных по размеру субсидий из федерального бюджета страны;

  • «Общественный договор» как базис существования энергетических субсидий для населения России;

  • Причины существования энергетических субсидий для российского бизнеса; 

  • Оценка эффективности использования существующих энергетических субсидий их получателями;

  • Последствия субсидирования в ТЭК России для бюджетной системы страны, бизнеса и экономики в целом. 

  • Возможные пути реформирования энергетических субсидий в России. 

Внедрение социальной нормы в электроэнергетике обсуждалось уже в 2013-2014 гг., для этого даже была подготовлена нормативная база, но по социально-экономическим и политическим причинам этот инструмент так и не был реализован. С одной стороны, текущая экономическая ситуация не позволяет провести реформу сейчас. С другой – для этого имеются все предпосылки.

«Однако до весны 2024 года вопрос о реализации реформы не будет актуальным, но после этого, возможно, появится окно возможностей», – считает И.А. Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей. 

Эффект от увеличения цен и тарифов – это, в первую очередь, дополнительный источник для бюджета и инвестиций для компаний. Сейчас реформа энергетических субсидий может быть реализована: 

  1. В условиях сокращения бюджетных доходов и поиск новых источников;
  2. При повышении показателей реальной энергоэффективности для компаний и населения;
  3. В условиях развития конкуренции и сокращении влияния перекрестного субсидирования.

Что касается газовой отрасли, энергетические субсидии в 2019-2020 гг. были оценены Институтом в 11,2 млрд долларов. Газовая отрасль может стать драйвером для реформы энергетических субсидий: сейчас особенно большие потери идут от снижения экспорта.

Перекрёстное субсидирование железнодорожных тарифов при перевозке грузов ТЭК (PDF, 904 Кб)