Американская модель железных дорог: опыт США и дореволюционной России
15 октября в культурном центре «Покровские ворота» прошла публичная лекция эксперта ИЭиРИО ВШЭ, к.э.н. Фарида Хусаинова, посвященная истории зарождения и развития железнодорожной отрасли в XIX веке. Лекцию посетило более 80 слушателей.
Основные вопросы, которым была посвящена лекция: почему изначально железные дороги и в России и в США были частными и развивались по одинаковой модели, но затем пути развития отрасли разошлись? Как частная собственность влияла на развитие инфраструктуры?
Важнейшим был вопрос о том, как политическая культура страны влияет на развитие железных дорог и взаимоотношения отрасли с государством. Например, почему американское общество в XIX веке так негативно относилось к попыткам государства захватить контроль над железнодорожной отраслью и какие угрозы в этом видело. Почему американские конгрессмены и президенты видели в создании единой железнодорожной компании (взамен множества отдельных компаний) угрозу для общества и для политических свобод? Какую роль в истории российских ЖД сыграл ресентимент в отношении «железнодорожных королей»?
Кроме того, в лекции приводится интересное наблюдение, сделанное много лет назад Ф. Доббиным в работе, посвященной становлению ЖД отрасли в разных странах, которое представляет сегодня не только научно-теоретический интерес, но и практическое значение. Оказывается, частная и государственная инфраструктура характеризуются одной устойчивой закономерностью: там, где инфраструктура частная, ее обычно в избытке, но есть «избыточные» и дублирующие линии, которые слабо используются, а там, где инфраструктура государственная, наоборот, она обычно в дефиците, но зато используется более интенсивно.
Таким образом, уже давно подмеченная экономическими историками закономерность, что все частное обычно в избытке, а все государственное – в дефиците, в контексте железнодорожной истории, оказывается, помогает понять многое не только про XIX век, но и про современность.
Организовал мероприятие Центр Адама Смита.
Видеозапись лекции доступна по ссылке