• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фарид Хусаинов выступил с докладом на круглом столе газеты «Ведомости» о развитии угольной отрасли России

22 октября прошел круглый стол «Угольная отрасль России: выход есть», посвященный экономическим проблемам угольной отрасли и анализу предложений по преодолению кризиса в секторе.

Автор фото: Даша Мерц

Автор фото: Даша Мерц

Подробнее о круглом столе — на сайте газеты

В первом блоке с докладом выступил Д. Токмин, партнер консалтинговой компании NEFT Research, который осветил ключевые проблемы угольной отрасли и предложения по их решению. В этом блоке также приняли участие представители угольных компаний. 

Второй блок был посвящен вопросам железнодорожного транспорта. С докладом и презентацией выступил Ф. И. Хусаинов, кандидат экономических наук, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Также в этом блоке прозвучали устные выступления без презентаций П. А. Шестакова, А. Д. Рожкова (ИЭРТ) и В. Б. Савчука (ИПЕМ).

Доклад Ф. И. Хусаинова «Перевозки каменного угля железнодорожным транспортом: тарифы и ценовая дискриминация» был посвящен рассмотрению вопроса о применении принципа ценовой дискриминации в тарифообразовании железнодорожного транспорта, в том числе применительно к тарифам на перевозки угля.

В докладе отмечалось, что по итогам 2024 года доля угля в грузообороте сети ОАО «РЖД» составила 38,8 %, доля в погрузке грузов — 28,4 %, в перевозке — 27,7 %, а в доходах от грузовых перевозок — 21,4 %. При этом доходная ставка ОАО «РЖД» по всем грузам выросла в период с 2021 по 2024 годы на 53 %, а по группе грузов «каменный уголь» — на 78 %. Еще в 2017–2018 годах доходная ставка от перевозки угля составляла 45 % от средней доходной ставки по всем грузам, а в 2023–2024 годах — уже 55 %. Таким образом, с одной стороны, тарифная нагрузка на грузоотправителей угля возросла, но одновременно уголь по-прежнему остается низкодоходным (в расчете на 1 т-км) грузом для ОАО «РЖД».

В докладе также был рассмотрен опыт дифференциации тарифов на разные грузы в США и Китае. Эти данные показали, что практика тарифообразования на железнодорожном транспорте практически везде построена на принципе ценовой дискриминации, однако масштабы соответствующей дифференциации в разных странах могут существенно различаться.

Презентация Ф.И. Хусаинова 

🎥 Видеозапись круглого стола