Состоялось 24-е заседание семинара «Экономика железнодорожного транспорта»
На семинаре обсудили вопросы макроэкономической эффективности проектов железнодорожного транспорта.
Во вторник, 23 марта, в ВШЭ прошло очередное, 24-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
С докладом «Оценка макроэкономической эффективности инвестиционных проектов железнодорожного транспорта» выступил главный эксперт Центра мониторинга инвестиционных программ и финансового моделирования АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ), к.э.н., Алексей Рожков.
Докладчик отметил необходимость взвешенного подхода к определению источников финансирования инвестиционных проектов, необходимость разработки финансовых моделей коммерческой эффективности проектов для инвесторов и, на основе полученных результатов – определение необходимых инструментов диверсификации капитала для повышения эффективности вложений. При разработке финансовой модели проектов сначала определяется величина спроса на грузовые (либо пассажирские, в зависимости от вида проектов) перевозки, затем с учётом действующей тарифной системы определяется потенциальная доходность, которая впоследствии используется для расчёта макроэкономической эффективности.
Результатом оценки проекта является информация о сроках окупаемости и доходности проектов с учётом рисков и альтернативных способов использования капитала для принятия управленческих решений.
Докладчик отметил также, что железнодорожный транспорт и его инвестиционные проекты оказывают существенное мультипликативное воздействие практически на все отрасли экономики. Инвестиции ОАО «РЖД» создают дополнительный индуцированный спрос на продукцию смежных отраслей промышленности. Вместе с тем, кроме напрямую исчисляемых факторов, железнодорожный транспорт создаёт социальные эффекты для общества, создавая рабочие места, повышая транспортную безопасность, повышая транспортную доступность регионов, создавая экономию от сокращения времени нахождения пассажиров в пути и т.п. До недавнего времени, несмотря на осязаемость социально-экономических эффектов для населения, инструментарий доказательной базы таких эффектов не был унифицирован для всех отраслей транспорта в рамках одного нормативного документа. В 2018 году Министерством экономического развития был разработан проект Методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Докладчик подробно остановился на основных эффектах, как бюджетного, так и социально-экономического характера. В рамках ныне действующей методики, оцениваются следующие основные эффекты:
- Прирост валовой добавленной стоимости в результате реализации проекта;
- Эффект от экономии времени в пути пассажиров и грузов;
- Эффект от повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов;
- Агломерационный эффект от реализации инфраструктурного проекта.
Оценка этих эффектов была проиллюстрирована в докладе на примере отдельных проектов.
В качестве оппонентов/содокладчиков выступили руководитель проектов АО «Национальная транспортная компания» М.Б. Челпанова и руководитель отдела мониторинга и подготовки аналитических решений ООО «Трансойл» Н.Е. Михайлов. Модерировал дискуссию директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к.э.н. И.А. Долматов. В дискуссии приняли участие профессор ГУУ, д.э.н. Т.В. Богданова, президент Национальной ассоциации транспортников, д.э.н. Г.Е. Давыдов, старший преподаватель Департамента теоретической экономики Факультета экономических наук НИУ ВШЭ А.В. Дементьев, профессор РУТ (МИИТ) д.э.н. Д.А. Мачерет и другие.
Видеозапись семинара доступна по ссылке
Презентация основного докладчика А.Д. Рожкова
Презентация второго оппонента Н.Е. Михайлова