• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

23-е заседание семинара «Экономика железнодорожного транспорта»

С докладом «Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава» выступил эксперт Института – Фарид Хусаинов.

Во вторник, 15 декабря,  прошло очередное, 23-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организовывается под эгидой Экспертного института и Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.

В докладе было проанализировано состояние конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава за период с 2011 по 2019 г. Оценка уровня конкуренции произведена с использованием индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана. Анализ проведён как для рынка услуг операторов грузовых вагонов в целом, так и отдельно для рынков предоставления полувагонов, цистерн, крытых вагонов, универсальных платформ, зерновозов, фитинговых платформ, цементовозов. Показано, что динамика индекса в целом по рынку, хоть и может дать некоторую полезную информацию для понимания общей тенденции, тем не менее, недостаточна и поэтому, требуется также и отдельный анализ уровня концентрации для каждого рода подвижного состава. В докладе проведена группировка рынков по критерию высокой, средней и низкой концентрации. 

Кроме того, в докладе были рассмотрены основные теоретические концепции (теории), лежащие в основе существующих представлений о конкуренции и концентрации на рынках, показаны достоинства, недостатки и ограничения соответствующих теорий. В частности, рассмотрены «гарвардская парадигма» («Структура-поведение-результат»), связанная с именами Д.Бэйна и Э.Мейсона, взгляды чикагской школы (Г.Демсеца и Д.Стиглера), теории состязательных (или квазиконкурентных) рынков У.Баумоля, теория эндогенной рыночной структуры Дж.Саттона и др. Показано как менялся и уточнялся со временем взгляд экономической науки на конкуренцию и на проблему (и саму возможность) её корректного измерения.

В результате проведённого анализа было сделано несколько выводов, как прикладного, так и теоретико-методологического характера. Прикладная часть выводов состояла в том, что уровень концентрации в долгосрочной перспективе на рынке услуг операторов подвижного состава снижается, а уровень конкуренции – растёт. Причём, эта тенденция фиксируется не только за исследуемый период 2011-2019 гг., но и за более долгий период, о чём можно судить, привлекая работы других авторов, сделанные ранее и рассматривающие аналогичные показатели для периода с 2003 по 2011 гг.. Другая часть выводов имеет уже не только прикладную, но и теоретическую ценность. Анализ, проведённый на примере рынка операторов, свидетельствует о том, что, критика «гарвардской парадигмы» со стороны более поздних теорий (в частности, критика со стороны чикагской школы), вероятно, верна. Так, например, ставки оперирования на рынке в гораздо большей степени зависят от профицита вагонов, чем от конкуренции как таковой, измеренной по индексу Херфиндаля-Хиршмана. И это во многом созвучно идеям как Чикагской школы, так и идеям, высказанным, например, Я. Корнаи, в работе «Размышление о капитализме» о том, что избыточные мощности могут гораздо сильнее влиять на цены, чем структура рынка.

В качестве оппонентов/содокладчиков выступили руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) А.В. Колин и первый заместитель Председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Д.Л. Семёнкин. Помимо оппонентов, с подробными комментариями выступили профессор РУТ (МИИТ), д.э.н. Д.А. Мачерет, Президент Национальной ассоциации транспортников д.э.н. Г.Е. Давыдов, научный сотрудник Экспертного института ВШЭ А.В. Дементьев. Кроме того, в последующей дискуссии и обсуждении участвовали доцент РАНХиГС к.э.н. Н.Э.Кульбака, доцент РУТ (МИИТ), к.э.н. Л.О. Аникеева-Науменко, профессор департамента операционного менеджмента и логистики ВШЭ, д.т.н. В.П. Клепиков и другие.

Модерировал дискуссию соруководитель семинара, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к.э.н. И.А. Долматов.

Видеозапись семинара доступна по ссылке

Презентация доклада «Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (PDF, 744 Кб) 


Статьи по теме семинара:

Хусаинов Ф.И. Можно ли измерить конкуренцию? // РЖД-Партнёр. 2019. № 18. С.46-49. (PDF, 445 Кб) 

Хусаинов Ф.И. Оценка уровня конкуренции на рынке услуг операторов железнодорожного подвижного состава в 2019 году // Экономика железных дорог. 2019. № 9. С.56-67. (PDF, 219 Кб)