• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инвестиционная привлекательность сетевой инфраструктуры в контексте тарифной политики

Кратко о докладе Ильи Долматова на онлайн-конференции Международного Форума «Электрические Сети» 2021.

Инвестиционная привлекательность сетевой инфраструктуры в контексте тарифной политики

Международный форум «Электрические сети» (МФЭС) – масштабное отраслевое событие в электроэнергетике, направленное на обсуждение и решение приоритетных задач  электросетевого комплекса, в котором участвуют представители органов власти, главы крупнейших сетевых и генерирующих компаний, научные организации и объединения, а также российские и зарубежные эксперты.

Основные тезисы доклада И.А. Долматова: 

1. «Прорывное» обновление сетевой инфраструктуры – одна из стратегических задач

В энергетике и электросетевом комплексе, в частности, ставится ряд целей: структурная диверсификация, цифровизация, адаптация к изменениям климата, изменение роли потребителей в новом энергетическом укладе. При решении поставленных задач возникает потребность в соблюдении баланса интересов, при котором, с одной стороны, становится возможным обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли и создать условия для ее трансформации с учетом возникающих вызовов, а с другой стороны, сохранить приемлемые цены (тарифы) для потребителей. 

2. Текущих темпов инвестиционной деятельности недостаточно для развития энергетики

Решение обозначенных в стратегических документах задач по развитию энергетики требует масштабных инвестиций. За последнее «доковидное» десятилетие в стоимостном (номинальном) выражении ежегодный объем инвестирования растет, однако реальный объем – без учета инфляционного фактора – снижается. Тенденция к снижению доли привлеченных источников финансирования и крайне незначительные успехи по улучшению рентабельности говорят о том, что инфраструктура не интересна частным инвесторам, а кредитные источники – малодоступны. Сетевым компаниям не хватает собственных средств, чтобы запустить процесс масштабного обновления инфраструктуры, и, несмотря на наличие успешных кейсов, на отраслевом уровне дела обстоят весьма пессимистично.

2. Доход от вложений в отрасли не зависит от результатов инвестиционного проекта 

Регулирование инвестиционной деятельности в России очень прямолинейное: инвестиционное планирование осуществляется на государственном уровне, а инвестиционные источники чаще всего «напрямую» закладываются в тарифы. Источником дохода для инвестора является сам факт вложений (из-за включения инвестсоставляющей в тарифы), а не результаты этих проектов, что противоречит привычной бизнес-логике и по объективным (отраслевым), и по субъективным (регуляторным) причинам. В международной практике доминирует иной подход – обеспечение гарантированной доходности на вложенные средства. 

Работа в условиях естественной монополии безусловно сказывается на инвестиционной деятельности, и только к небольшому количеству проектов в электрических сетях целесообразно предъявлять требования эффективности. Основная задача большинства инициатив – поддержка и развитие инфраструктуры для обеспечения экономического роста при том, что для собственника отсутствует очевидный экономический эффект – получателем эффекта этих инвестиций является не исполнитель проектов.

4. Существует две модели тарифного обеспечения инвестиций в электросетевом комплексе

Законодательством о тарифах предусмотрены две основные модели регулирования с точки зрения стимулов к инвестированию: 

1) Регулирование по методу доходности инвестированного капитала со своими изъянами – попытка обеспечить логику инвестпривлекательности;
2) Метод индексации в электрических сетях, где прибыль учитывается только как прямой источник инвестиций (не более 12% от затрат), не предусматривает получение нормальной прибыли компанией без целевого назначения ее использования.

Сегодня на повестке законотворчества стоит вопрос учета предпринимательской прибыли в электросетевом комплексе. Однако и эта модель нуждается в доработке с точки зрения стимулов к инвестированию: предпринимательская прибыль считается от затрат с вытекающими отсюда стимулами по наращиванию издержек и отсутствующими стимулами по реинвестированию этой прибыли.

5. Инфраструктурный инвестиционный проект должен приносить прибыль его исполнителю

Тарифная политика требует системного переосмысления: инвестиционное регулирование должно быть сформировано таким образом, чтобы инфраструктурный инвестиционный проект приносил прибыль его исполнителю, причем генерироваться она должна не в момент самой стройки и учета затрат в тарифах, а после ввода объекта. Сигналы к вложениям, которые на классических рынках создаются естественным образом, в электросетевом комплексе должно создавать регулирование. 

Модель регулирования по методу доходности инвестированного капитала в России была «сведена на нет» пересмотрами долгосрочных параметров и циклическим «сглаживанием» тарифного роста. Во многом это было обусловлено недостаточной «перестраховкой» в части рисков тарифных последствий на этапе разработки методик. Доходность, которую было запланировано обеспечить инвесторам, в условиях российских социально-экономических ограничений, на деле обеспечить невозможно. Несмотря на то, что данная модель не состоялась в полной мере, ее можно и нужно дорабатывать в соответствии с текущими реалиями.

Презентация к докладу 

Дискуссия продолжится в очном формате 22-24 марта 2022 года на Международном форуме «Электрические сети», который пройдет на ВДНХ. Записи онлайн-конференции позднее появятся на сайте МФЭС.