• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перекрестное субсидирование и консолидация сетевых активов: насколько эффективны меры государственной политики?

На заседании секции Экспертного совета при Комитете Госдумы по энергетике выступил Илья Алексеевич Долматов, директор ИЭиРИО.  

Перекрестное субсидирование и консолидация сетевых активов: насколько эффективны меры государственной политики?

Ниже приведены краткие тезисы его выступления 

О перекрестном субсидировании в электроэнергетике

Анализ текущего состояния и динамики перекрестного субсидирования не показал каких-либо перспектив на сокращение. Существуют риски увеличения объемов перекрестного субсидирования, что обуславливается тремя факторами: рост электропотребления населением, снижение электропотребления промышленностью и рост издержек компаний (инфляционный фактор). 

По сегодняшней оценке Минэкономразвития России, инфляция составляет 17,5% при прогнозном значении 4%, что несомненно скажется на энергетических компаниях. В данной ситуации целесообразно оценить эффективность тех инструментов, которые есть у государства в части ликвидации перекрестного субсидирования. В частности, один из них – установление предельных минимальных тарифов для населения. 

Однако на федеральном уровне эта проблема не решается. Практически во всех субъектах РФ предельные минимальные тарифы для населения устанавливаются ниже 5%, а в 2/3 регионов – меньше 4%, то есть даже ниже ориентира по индексу роста платы граждан. При таком положении дел ликвидация перекстрестного субсидирования не представляется возможной, а так как это социально важная тема, необходимо еще раз проанализировать те меры социальной поддержки населения, которые коснутся наиболее уязвимых слоев, чтобы избежать социальных взрывов. 

О консолидации электросетевых активов и введения критериев ТСО

Процесс консолидации и введения критериев территориальных сетевых организаций (ТСО) начался много лет назад, при этом анализа полученных результатов – нет, кроме показателей уменьшения количества ТСО. Соответственно, нет и ясных целей по перспективам того, что планируется добиться за счет консолидации. Необходимо целеполагание: улучшение состояния сетевого комплекса, улучшение показателей надежности и качества, снижение удельных расходов на обслуживание и т.д.