• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие внутреннего рынка газа. Переход к конкурентному ценообразованию

14 февраля состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по энергетике. Директор ИЭиРИО И.А. Долматов выступил с сообщением о ценовой политике в условиях внешних трансформаций и о ликвидации ценовых дисбалансов, необходимой для формирования здоровой конкурентной среды.

Источник: CNN Business

Источник: CNN Business

Представители органов власти и участники газового рынка презентовали свое видение первоочередных шагов, необходимых для развития конкуренции. Состоялась дискуссия о влиянии на внутренний рынок санкционного давления и изменившейся конъюнктуры внешних рынков газа. Среди участников – ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ФАС России, АО «СПбМТСБ» представители Минэнерго и Минэкономразвития, а также эксперты отрасли. Илья Алексеевич Долматов принял активное участие в работе круглого стола, далее – тезисы его выступления.

 

Здоровая конкуренция предполагает более или менее равную маржинальность региональных рынков и сегментов между собой. Российский рынок сегодня этого не демонстрирует 

Долматов Илья Алексеевич
Директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей

 

Транспортные тарифы не индексировались с 2015 года, что, с одной стороны, позволило обеспечить более существенную привлекательность региональных рынков газа для независимых поставщиков. Но при низкой степени дифференциации оптовых цен «зафиксированные» транспортные тарифы увеличили неравномерность распределения региональных рынков по степени «маржинальности». В итоге 7 лет, которые могли быть посвящены выравниванию привлекательности локальных рынков, были упущены.

С учетом внешней турбулентности государство приходит к необходимости одновременно решать две сложнейшие задачи: адаптировать ценовую и налоговую политику к внешним трансформациям и выравнивать привлекательность различных сегментов поставок в более «экстремальных» условиях.

Ведь на протяжении долгого времени ценовая политика государства выстраивалась исходя из предпосылки о высокой маржинальной экспортных поставок. Так, экспортная доходность позволяла финансировать стратегические инфраструктурные проекты (включая социальную газификацию) без индексации транспортных тарифов. Под параметры экспортной доходности выстроена и налоговая политика в газовой отрасли.

Классическая экономическая логика подсказывает, что в условиях превышения предложения над спросом можно рассчитывать на конкуренцию и на снижение цен на внутреннем рынке. Но важно очень четко понимать, что рынок газа особенный – он выполняет инвестиционную роль, бюджетообразующую. По аналогии: на рынке электроэнергии мы не смогли решить инвестиционные вопросы сугубо конкурентным механизмом, вводятся нерыночные инвестиционные надбавки, чтобы финансировать запуск проектов строительства, модернизации. 

До старта реформ необходимо на среднесрочную перспективу определить оптимальный для экономики уровень среднерыночных цен, объем стратегических инфраструктурных проектов. А для создания условий здоровой конкуренции нужно: 

  • Обеспечить такой уровень тарифов на транспорт, который позволит равномерно распределить инвестиционную нагрузку на потребителей внутреннего рынка;

  • Обсудить вопрос углубления поясной дифференциации оптовых цен с перспективой перехода к регулированию тарифов исключительно транспортной составляющей; 

  • Продолжить работу по системе тарификации транспорта, которая бы отвечала цели выравнивания привлекательности локальных рынков и сегментов; 

  • В меняющихся внешних условиях постоянно контролировать справедливость распределения налоговой нагрузки между экспортером и независимыми производителями, поскольку это тоже очень существенный фактор для развития конкуренции.