Как ценовые дисбалансы препятствуют развитию конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии
14 марта в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный актуальным вопросы развития российской электроэнергетики. И.А. Долматов выступил с докладом и поднял вопросы, связанные с реформированием электроэнергетики.
Участники круглого стола рассмотрели целевую модель российской электроэнергетики, механизмы снижения перекрестного субсидирования, обсудили подготовку решений, отвечающих запросам всех представителей отрасли. В ходе мероприятия выступили директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов, начальник Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Васильев, директор по развитию, руководитель дирекции «Системного оператора ЕЭС» Денис Пелиниекс, член правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин.
Илья Алексеевич Долматов выступил с докладом «О дисбалансах, препятствующих развитию конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии». Ниже приведены основные тезисы доклада.
Несмотря на огромную проделанную работу в области реформирования электроэнергетики и последующего совершенствования рыночной модели, можно констатировать отсутствие фундаментальных достижений в решении ряда задач: создание конкурентных рынков, создание эффективного механизма снижения издержек, ликвидация перекрестного субсидирования.
Так, привлекательность инвестирования в генерирующий сегмент обеспечивается исключительно специальными механизмами гарантирования цен (существующий рынок не создает ценовых сигналов для инвестирования «на свой страх и риск»). Большинство региональных розничных рынков характеризуется высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией, существенных продвижений в развитии клиентоориентированного подхода к обслуживанию розничных потребителей не происходит. Применяемая модель тарификации услуг по передаче электроэнергии не создает здоровых экономических стимулов к снижению издержек и не способствует рациональному потребительскому поведению. За период «после окончания активной фазы реформирования» постоянно увеличивался объем ценовых дисбалансов, внедряемых («продлеваемых») с целью обеспечить реализацию задач, которые на конкурентном рынке в системе «классических» экономических стимулов обеспечить невозможно.
Одной из причин такого положения вещей является несбалансированное регулирование отрасли.
Когда принималось решение о формировании конкурентного рынка, сохранение регулирования представлялось инструментом сглаживания шоков и обеспечения плавного перехода к рыночному ценообразованию. На деле регулированием фиксируются ценовые искажения, поддерживаются сомнительно уязвимые категории потребителей, обеспечивается реализация экономически невыгодных инвестиционных инициатив. То есть регулирование отрасли (и если смотреть шире, не только ценовое) не следует за рынком, пытаясь сгладить его шоки. А большей частью фиксирует ситуацию «вопреки» рыночным сигналам.
Глобальное улучшение качества для потребителей возможно в условиях жесткой конкуренции между игроками, поэтому конкурентный рынок необходим. И для дальнейшего совершенствования в этом направлении сильно не хватает законодательно закрепленного целеполагания. Например: с какого года не должно остаться инвестиционных надбавок (при условии, что конкурентный рынок мощности будет позволять окупать инвестиционные проекты), когда должна полностью прекратиться практика «региональных особенностей» ценообразования, и так далее.
Каждый пункт очень дискуссионный, и площадка для дискуссии должна быть постоянно действующей, профессиональной, открытой для всех интересантов. У нас давно уже не ведется диалог о совершенствовании рыночной модели в целом, хотя все признают, что рынок далек от совершенства.
Главное требование к такому законодательному целеполаганию: оно должно отсекать на уровне идеи те ситуационные решения, которые в моменте выглядят наиболее логичными, но в корне противоречат рыночной логике. Если будет понятно, куда мы двигаемся в плане либерализации, оперативные решения должны будут под эту логику подстраиваться. Ведь инструментарий оперативного управления огромный: предельные тарифы, индикативные цены, предельные величины перекрестного субсидирования, балансы, утверждение инвестиционных программ и другие. Если мы стремимся к конкурентному рынку, надо и регулируемый сегмент в рыночное пространство интегрировать, пусть медленно, но системно. В противном случае невозможно выйти из замкнутого круга «решение по отдельно взятой проблеме - ценовой шок – контрмера, которая лишает смысла предыдущее нововведение».
Новость на сайте Совета Федереации http://council.gov.ru/events/news/143332/
Презентация доклада Долматова И.А. (PDF, 817 Кб)