• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы и перспективы железнодорожных грузовых перевозок в сообщении Россия-Китай

На 38-м заседании семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который состоялся 27 февраля, с докладом выступил заместитель начальника Центра макроэкономики и методологии прогнозирования Института экономики и развития транспорта, канд.псх.н. Р.В.Мартышкин.

Проблемы и перспективы железнодорожных грузовых перевозок в сообщении Россия-Китай

В рамках доклада «Проблемы и перспективы железнодорожных грузовых перевозок в сообщении Россия-Китай» были освещены вопросы развития возможных направлений взаимодействия двух государств в области взаимной торговли, в том числе с помощью железнодорожного транспорта.

Докладчик отметил, что Китай имеет одну из наиболее крупных и развитых транспортных систем в мире, неотъемлемой частью которой является современная сеть железных дорог. Приведенный анализ современного социально-экономического положения Китая выявил как риски для торгового взаимодействия двух стран, так и ряд перспективных направлений сотрудничества. Несмотря на существующий дисбаланс во взаимной торговле, Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнеров Китая в сфере поставок сырьевых и энергетических ресурсов, особенно с учетом ее переориентации на глубокое развитие экономических отношений со странами Азии. 

Учитывая близкое расположение к российским границам китайских провинций с мощной индустриальной базой, Россия имеет перспективы для наращивания объемов поставок рудно-металлургических грузов и грузов топливно-энергетического комплекса в обозначенные в докладе сопредельные регионы Китая. Для полноценной реализации экспортного потенциала необходимо обеспечить конкурентоспособные условия перевозок как по российским железным дорогам, так и по территории Китая.

Важным условием роста взаимной торговли является модернизация существующей и строительство новой приграничной железнодорожной инфраструктуры по обе стороны границы. В свою очередь, Китай активно развивает сеть железных дорог по всей стране, уделяя при этом большое внимание инфраструктурным проектам в направлении России.

Помимо развития национальной железнодорожной инфраструктуры, китайские компании активно участвуют в инфраструктурных проектах в третьих странах в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с целью усиления экономической интеграции и расширения экономического и политического влияния Китая за счет развития железнодорожных транспортных маршрутов.

В качестве оппонентов/содокладчиков выступили канд. экон. наук, доцент кафедры Экономика и управление на транспорте Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) В.В. Жаков и генеральный директор ООО «Новосталь-М. Логистик» (и по совместительству старший преподаватель кафедры промышленного менеджмента Института экономики и менеджмента Университета науки и технологии МИСИС) И.В. Латышев.

В.В. Жаков в своём выступлении обратил дополнительно внимание аудитории на инфраструктурных проектах, способствующих товарообмену между Россией и Китаем. В частности, он отметил, что с развитием глобальной экономики, наращиванием величины торгового оборота между странами Европы, Азии и России, стало очевидно, что существующие транспортные мощности с точки зрения пропускной способности начинают себя исчерпывать. В частности, это начало проявляться в направлениях Восток-Запад и обратно. В итоге в 1993 году возникла идея создания дополнительного транспортного коридора в направлении «Восток-Запад», а в 2012 году в рамках программы международного сотрудничества в области транспорта между Европейским Союзом и странами-партнёрами в Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии было принято соглашение о реализации транспортного коридора ТРАСЕКА (Европа-Кавказ-Азия) на основе технических документов по формированию многосторонней системы разрешений в международных автомобильных перевозках. Принятое соглашение дало начало проекту «бесшовного автомобильного сообщения» между Европой и Азией в дополнение к существующему варианту «Восток-Запад» на основе железной дороги (Транссиба).

И.В. Латышев в своём выступлении осветил вопросы развития Восточного полигона, играющего основную роль в торговле с Китаем и отдельно коснулся вопроса об экспорте угля. Большой интерес аудитории вызвал его тезис и соответствующий слайд, на котором показаны прогнозы мировых экспертных центров в отношении динамики потребления угля, которые показывали, что прогнозы всегда оказываются существенно более консервативными, по сравнению с реальностью. Фактическое потребление в итоге всегда превышало прогнозы, из чего выступающий сделал вывод, что пока рано хоронить угольную отрасль и перевозки угля по-прежнему остаются важнейшим элементом транспортного рынка.

Модерировал дискуссию директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей, к.э.н. И.А. Долматов.

Презентация Р.В. Мартышкина 

Презентация И.В.Латышева 

Презентация В.В. Жакова