• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы расчета приведённого грузооборота железнодорожного транспорта для целей оценки производительности труда

На 40-м заседании семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который состоялся 19 июня, с докладом выступила доцент Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), к.э.н. Ника Эльмихановна Шарифова.

Доклад был посвящён обсуждению актуальных проблем расчета приведённого грузооборота железнодорожного транспорта для целей оценки производительности труда работников, занятых на перевозках. В работе были затронуты вопросы сравнительного анализа методов оценки приведённой продукции и производительности труда на железнодорожном транспорте США, Германии и РФ, но ключевой частью доклада было рассмотрение методологических проблем расчета этих показателей применительно к работе ОАО «РЖД».

В докладе рассмотрена величина коэффициента приведения пассажирооборота к грузообороту, которая по оценке докладчика, на сегодняшний день не имеет экономического обоснования.

Ника Эльмихановна подчеркнула значимость коэффициента приведения пассажирооборота к грузообороту в расчете приведённой работы (приведённого грузооборота) железнодорожного транспорта для целей оценки производительности труда. Основываясь на том факте, что величина коэффициента приведения сегодня уже неактуальна и не обоснована, предложен метод актуализации этого показателя, базирующийся на расходах по перевозочным видам деятельности. Представленная в докладе методика актуализации коэффициента приведения базируется на расходах по перевозочным видам деятельности. Докладчик подробно рассказала о всех этапах методического подхода, представила основу актуализации коэффициента и формулы, разработанные в ходе исследования. По мнению докладчицы, российская методика, в отличие от, например, методик некоторых других стран точнее учитывает вклад пассажирооборота и поэтому более корректно измеряет производительность труда (аналогичный показатель в США, например, не учитывает коэффициента приведения пассажиро-км).

Также Ника Эльмихановна подчеркнула значимость расчетов коэффициентов приведения по предлагаемой методике для всей сети железных дорог РФ за десятилетний период с целью обоснования его итоговой величины, поскольку данные за отдельные годы могут быть слишком волатильными и не характерными для более долгого периода.

Выступивший в качестве оппонента профессор РУТ (МИИТ), д.э.н. Д.А. Мачерет отметил важность использования натуральных и условно-натуральных показателей для оценки результатов экономической деятельности, так как они, в отличие от стоимостных показателей, в гораздо меньшей степени подвержены влиянию таких факторов, как кредитная экспансия или государственное регулирование, и в этом аспекте более релевантны для решения поставленной задачи. Для железнодорожного транспорта комплексным условно-натуральным показателем экономической деятельности является приведённая работа (продукция), для корректного определения которой важно правильно обосновать коэффициент приведения пассажирооборота к грузообороту.

При этом, по мнению Д.А.Мачерета,  возможно использовать разные значения коэффициента приведения пассажирооборота к грузообороту для разных целей (таких, например, как оценка производительности труда или оценка производительности железнодорожной инфраструктуры). А кроме того, для практического использования значение коэффициента приведения целесообразно округлить (лучше, чтобы оно было целочисленным). Это позволит получить стабильный коэффициент, релевантный в течение достаточно продолжительного периода времени.

Второй оппонент/содокладчик – главный специалист Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД», к.э.н. С.М. Иноземцева сосредоточилась на прикладных аспектах проблемы и отметила важность и актуальность представленной работы и необходимость продолжения работ в этой области. Она подчеркнула, что эта задача важна не только для отдельной компании, но и для экономики страны в целом. При этом важна не столько сама величина, но ещё и темп роста производительности труда. Работа докладчицы важна в методическом плане и высоко оценила и работу и доклад.

В дискуссии «из зала» приняли участие начальник департамента экономики ОАО «РЖД» В.В. Гапонько и первый заместитель начальника того же департамента М.В. Новак, выступившие с очень интересными комментариями (см. видео).

Так же онлайн выступил А.В. Дементьев, «подсветивший» мировой опыт учёта такого показателя, как приведённый грузооборот и подчеркнувший, что для объективного измерения динамики приведённой работы понятность и простота показателя более важны, чем сам способ его расчёта. Именно поэтому в США и в некоторых других странах просто суммируют грузооборот и пассажирооборот и не используют коэффициентов приведения, и именно благодаря этому долгосрочные ряды могут быть сопоставимы.

Модерировал дискуссию директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к.э.н. Илья Алексеевич Долматов.

Презентация доклада. Шарифова Н.Э. 

Дополнительные материалы к семинару

Статьи докладчицы

1. Шарифова Н.Э. Оценка методов расчёта производительности труда и продукции железнодорожного транспорта в России, США и Германии: преимущества, недостатки и предложения по совершенствованию существующих методик // Транспортное дело России. 2019. № 6. С. 10-13

2. Кожевников Ю.Н., Шарифова Н.Э. Методика расчёта приведённого грузооборота // Экономика железных дорог. 2020. № 4. С. 54-59 

Статья, упомянутая в выступлении А. Дементьева

3. Tae Hoon Oum, W. G. Waters II and Chunyan Yu Survey of Productivity and Efficiency Measurement in Rail Transport // Journal of Transport Economics and Policy. Jan., 1999, Vol. 33, No. 1, pp. 9-42 

Полное видео семинара