• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Начинающие исследователи обсудили актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта

28 сентября в стенах ВШЭ прошло 27-е заседание открытого межвузовского семинара «Экономика железнодорожного транспорта».

Наряду с традиционным форматом (доклад исследователя или эксперта с оппонированием) организаторы решили регулярно проводить также семинары аспирантско-студенческого формата, поскольку одна из задач семинара позволить начинающим исследователям «обкатать» свои идеи на профессиональной железнодорожной и экспертной аудитории. На таких семинарах с докладами по итогам своих исследований могут выступать аспиранты или сильные студенты, планирующие дальнейшее участие в научной работе. Поскольку доклады на этот раз различные, то название семинару решили дать максимально общее – «Актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта. Студенческо-аспирантский спецвыпуск семинара».

Семинар проводился в двух форматах – большая часть участников присутствовала в аудитории (19 человек), а 10 человек принимали участие онлайн на платформе Zoom. Смешанный формат оказался вполне работоспособным: онлайн-участники органично вливались в общую дискуссию в аудитории.

На семинаре выступили три докладчика: Андрей Фомичёв – выпускник ВШЭ, сотрудник департамента экономики ОАО «РЖД», Георгий Димов – выпускник МГУ им. Ломоносова, аспирант Кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник ИПЕМ и Виолетта Осипова – студентка 5 курса Российского университета транспорта (РОАТ РУТ (МИИТ)).

Первый доклад «Финансовая и производственная эффективность регулируемых железнодорожных компаний» (Фомичёв А.В.) был посвящён оценке динамики производственной и финансовой эффективности 14 регулируемых железнодорожных компаний Европы на основе данных за период 2008-2017 гг. с помощью некоторого кумулятивного индекса, вбирающего в себя элементы таких привычных показателей, как производительность вагона, производительность труда и т.д., объединённого в общий сплав на основе весовых коэффициентов. Любопытно, что докладчик показал, что используемая модель приводит к выводам, что вертикальное разделение приводит к положительным эффектам (хотя впоследствии в процессе ответов на дополнительные вопросы и сопроводил это некоторыми оговорками, из которых следовало, что это не вполне однозначно ясно и возможны разные точки зрения на это).

Второй доклад «Особенности и результаты либерализации железнодорожного сектора европейских стран на примере Германии и Великобритании» (Димов Г.В.) представлял собой институциональный анализ железнодорожных рынков Германии и Великобритании с историческим экскурсом и рассматривал динамику основных операционных показателей железнодорожного транспорта и выполнение «планов по реформированию» – какие из целей были достигнуты, а какие нет.

Третий доклад «Социально-экономическое значение развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России» (Осипова В.И.) был посвящён оценке влияния проекта ВСМ «Москва-Казань» на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Влияние определено через прирост валовой добавленной стоимости и создание новых рабочих мест.

В дискуссии выступили в том числе д.э.н. Г.Е. Давыдов, д.э.н., проф. Д.А. Мачерет (РУТ (МИИТ)), к.э.н. А.Д. Разуваев (РУТ (МИТТ)), д.э.н., проф. Т.В. Богданова (ГУУ), к.э.н. И.А. Чернигина, А.В. Дементьев (ВШЭ), С.Н. Андронов и другие. Участники дискуссии не только задали свои вопросы, но и наметили новые векторы научно-исследовательской работы в указанных темах.

Модерировал семинар директор института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей к.э.н. И.А. Долматов.

В конце семинара, по традиции, докладчики получили от организаторов в подарок книгу. На этот раз в связи с тем, что на этой неделе отмечается 125 лет Российскому университету транспорта (МИИТ), участникам была подарена монография учёных из МИИТа Д.А. Мачерета и И.А. Черникиной «Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок».

Презентации докладчиков:

Финансовая и производственная эффективность регулируемых железнодорожных компаний (Фомичев А.) (PDF, 5.14 Мб) 

Особенности и результаты либерализации железнодорожного сектора европейских стран на примере Германии и Великобритании (Димов Г.) (PDF, 924 Кб) 

Социально-экономическое значение развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России (Осипова В.) (PDF, 1.84 Мб) 

Видео семинара доступно по ссылке: https://youtu.be/xJuz8zvQ314 

Страница с архивом материалов предыдущих семинаров: https://www.hse.ru/org/hse/expert/s_zd