• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ВШЭ прошли «Крейнинские чтения-2019»

22 октября 2019 г в Высшей школе экономики прошла тарифная конференция «Крейнинские чтения-2019». Конференция проводится второй год и посвящена теоретическим и практическим вопросам системы железнодорожных тарифов. Организатором конференции является Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ

Открыл конференцию директор ИПЦиРЕМ к.э.н. И.А. Долматов, который в своём докладе отметил важность и актуальность исследований железнодорожных тарифов для государственной политики а так же вклад А.В. Крейнина как в теорию, так и в практику регулирования железнодорожных тарифов (как известно, свою докторскую диссертацию А.В.Крейнин защищал в НИИ Цен, правопреемником которого является ИПЦиРЕМ ВШЭ).

Затем с небольшим Вступительным словом к конференции выступил ученик А.В. Крейнина, д.э.н. Л.А. Мазо, который в своём выступлении не только вспоминал своего учителя, но и сформулировал несколько принципов научной работы, которых придерживался и которые прививал своим ученикам А.В. Крейнин. Это следующие принципы. Во-первых, Крейнин не разделял научную и практическую компоненты работы. Научное исследование завершено только после внедрения какого-то результата (разумеется, это касается прикладных, а не чисто теоретических вопросов). Во-вторых, ни одно решение в области тарифов не должно приниматься без количественной оценки последствий внедрения этого решения. В-третьих, Крейнин призывал «не кланяться себестоимости» и поддерживал введение тарифных классов в условиях рыночной экономики, и в целом, он полагал, что помимо себестоимости перевозок, при формировании тарифов необходимо учитывать множество факторов- от ограничений на стороне спроса до ограничений социального характера (последнее особенно важно при пассажирских перевозках).

Кроме того, в своём докладе Л.А. Мазо коснулся и некоторых актуальных проблем тарифной политики. В частности, он поднял вопрос о стимулирующей функции тарифов при перевозках товаров на внешние рынки, а так же стимулирования загрузки грузами «устойчиво порожних направлений» тарифными методами.

Доклад главного редактора журнала «Бюллетень транспортной информации» д.э.н. Г.Е. Давыдова был посвящён сотрудничеству А.В. Крейнина с редакцией журнала «БТИ» и участию вкладе учёного в возрождение идеи тарифных съездов.

Доклад Начальника департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД», к.э.н. В.Н. Варгунина был посвящён крайне актуальной теме: «Адаптация тарифной системы в сфере грузовых железнодорожных перевозок к современным экономическим тенденциям».

В докладе были сформулированы основные предложения РЖД по изменению системы железнодорожных грузовых тарифов после 2025 года.

Революционным в этих предложениях является отказ, от принципа построения тарифа на основе среднесетевой себестоимости. Именно на этом принципе базировались как тарифы в СССР, так и в современной России. Вместо этого предлагается учёт поучастковой себестоимости.

Любопытным предложением РЖД является постепенный переход от тарификации по разным грузам к тарификации не только по родам, но и по типам вагонов, за счёт во-первых, постепенного сближения тарифов на грузы разных классов, а во-вторых, за счёт всё большей роли, которую будут играть при выборе тарифа технические параметры подвижного состава (длина по осям автосцепок, грузоподъёмность и др.).

Ещё одним давно ожидаемым новшеством является полная унификация порожнего пробега вагона из под грузов разных тарифных классов. В настоящее время этот тариф унифицирован для полувагонов и платформ, следующий шаг- унификация порожнего пробега крытых вагонов - вполне логичен. Думаю, много вопросов у антимонопольных органов вызовет предложенная РЖД идея индивидуализации тарифа, или, повышения степени индивидуализации, поскольку в этом случае возникает проблема контроля за недискриминационностью тарифообразования и потенциальной возможностью непрозрачности выдачи индивидуальных понижений тарифа.

Впрочем, докладчик оговорился, что пока это обсуждаемые идеи и конкретное техническое исполнение ещё будет обсуждаться, в том числе с регуляторами.

Ещё один важный аспект, который необходимо отметить в предложениях РЖД - это учёт начально-конечных операций не только в тарифе за гружёный пробег, но и в тарифе за порожний пробег вагона.

Следующим докладчиком вновь был Г.Е. Давыдов и этот его доклад был посвящён  актуальной теме «Государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки грузов и связанные с ними услуги в контексте "регуляторной гильотины"». В частности, в докладе отмечалось, что между актами по регулированию тарифов имеются расхождения и разночтения, что «Существенно устарели Тарифные руководства №2 и №3», но при этом докладчик полагает, что эти нормативные акты должны быть скорректированы и сохранены. Так же им были предложены изменения в нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты тарифообразования.

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр», д.т.н. А.Г. Кириллова выступила с докладом, посвящённым вопросам формирования сквозных тарифов на перевозки грузов по международным транспортным коридорам, предложив в докладе ряд изменений в действующий Прейскурант № 10-01.

Очень любопытный доклад сделал старший научный сотрудник Лаборатории системного анализа отраслевых рынков Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, к.э.н. Д.С. Гордеев. Его доклад был посвящён теме «Совершенствование тарифной системы грузовых железнодорожных перевозок: ценообразование по Рамсею». Докладчик предложил реформировать систему железнодорожных тарифов в направлении большего учёта эластичности спроса на перевозки различных грузов и привёл результаты расчётов эластичности спроса, впрочем только для внутрироссийских перевозок.

Председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) П.А. Иванкин в своём докладе сделал критический обзор ряда предложений «РЖД», в частности перераспределения тарифной нагрузки между металлургическими грузами и рудой, потребляемой металлургической отраслью. Кроме того. П.А.Иванкин призвал пересмотреть существующую систему тарифов, поскольку, по его оценке, многие расходы, которые РЖД давно не несёт по-прежнему заложены в тарифе.

Очень необычный доклад сделал Президент Института развития транспортных систем А.Н. Синёв. Доклад его назывался «Тариф - выражение ценности или стоимости? Время вернуться к дискуссии». Докладчик противопоставил либеральный взгляд на экономику (к либералам он отнёс Адама Смита, Алексея Кудрина и Эльвиру Набиуллину) и «структурный» или антилиберальный взгляд. Докладчик призвал возродить марксистско-ленинские взгляды на экономику и заявил, что «марксистско-ленинский подход необходимо реабилитировать». Среди авторов, к которым нужно прислушаться А.Н. Синёв выделил Михаила Хазина, Михаила Делягина, Сергея Глазьева и нобелевского лауреата Жана Тироля. (Не уверен, что Тиролю польстило бы такое соседство, но докладчик несколько раз повторил именно этот ряд имён, так что, наверное, это был сознательно сформированный ряд). В частности Синёв сказал, что «Тироль доказал неприменимость либерального взгляда».

Доклад доцента РОАТ РУТ (МИИТ), эксперта НИУ ВШЭ к.э.н. Ф.И. Хусаинова носил историко-экономический характер и был посвящён вкладу К.Я.Загорского в теорию и практику тарифного дела. Было отмечено, что многие дискуссионные вопросы тарифной политики, о которых писал Загорский в начале XX века, до сих пор находятся в центре научных дискуссий.

Затем прозвучали два доклада, объединённые общей темой- проблемами тарифообразования и регулирования в сфере ППЖТ. Доклад  зам. директора АО «Промтрансниипроект» д.т.н. М.И. Шмулевича был посвящён вопросам разработки тарифов на услуги, оказываемые владельцами железнодорожных путей необщего пользования. А доклад начальника Управления экономики и финансов АО «Востсибпромтранс» (г. Красноярск) Т.А. Средниковой был озаглавлен так: «Пробелы в системе тарифообразования транспортных услуг, оказываемых на путях необщего пользования. Пути усовершенствования методологии». В этом докладе, помимо прочего, было отмечено, что стоимость услуг маневровых локомотивов частных ППЖД в среднем  на 15-40% ниже, чем стоимость услуг маневровых локомотивов «РЖД», оказывающих аналогичные услуги. Кроме того, она отметила, что темпы индексации стоимости услуг ППЖТ отстают от соответствующих темпов индексации тарифов «РЖД».

В выступлении экономиста И.П. Ильина был поднят вопрос эффективности тарифной политики «РЖД» с бюджетной точки зрения. Докладчик оченьэкспрессивно доказывал, что сдерживание темпов роста  тарифов  «РЖД» в том числе с помощью механизма долгосрочного тарифообразования является неверной стратегией и что – наоборот – темпы роста тарифов «РЖД» должны быть выше инфляции (аналогичной точки зрения, кстати, придерживается и А.Н. Синёв) и инвестиционная программа «РЖД» нуждается в улучшении».

В конце конференции Г.Е.Давыдов подвёл её итоги, резюмируя выступления основных докладчиков и отметив, что в течении дня прозвучало много интересных докладов.

Так же стоит отметить, что в «Крейнинских чтениях» приняли участие дети А.В. Крейнина – Я.А.Крейнин и Л.А.Леонова, которые так же выразили удовлетворение проведённой конференцией и отдельно поблагодарили Л.А. Мазо и Г.Е.Давыдова за организацию Чтений.

Всего прозвучало тринадцать докладов (включая вступительные выступления) двенадцати докладчиков, посетило конференцию сорок слушателей.

В дискуссии приняли участие представители как отрслевой науки (из РУТ (МИИТ), ВШЭ, РАНХиГС и др. вузов), так и представители транспортного бизнеса, что ещё раз подтверждает стратегию ИПЦиРЕМ на проведение конференций в области экономики железнодорожного транспорта, нацеленную на объединение в рамках проводимых мероприятий представителей отраслевой науки с представителями бизнеса.

 

Текст: Фарид Хусаинов

Фото: Фарид Хусаинов

***

Материалы докладов:

 
Видеозапись Конференции доступна по ссылкам в двух частях:
Часть 1
Часть 2